НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Крестьянский мир в русском искусстве" в Корпусе Бенуа

c 12 октября 2005 по 20 февраля 2006Санкт-Петербург
К.С.Малевич. Девушки в поле. Между 1928 и 1932. Холст, масло 106х125
И.Н.Крамской. Мина Моисеев. 1882. Холст, масло56,5х45
12 октября в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Крестьянский мир в русском искусстве". Она является сокращенным вариантом одноименной экспозиции, с огромным успехом показанной в Государственном Историческом музее в Москве летом 2005 года. На выставке представлено около ста произведений, в том числе древнерусские иконы и живопись XVIII-XX веков.

Значительную часть экспонатов составляют произведения народного искусства из фондов Русского музея. Среди имен авторов - А.Г.Венецианов, И.Н.Крамской, К.Е.Маковский, Ф.А.Малявин, Г.Г.Мясоедов, И.Е.Репин, З.Е.Серебрякова, мастера русского авангарда, чье творчество было связано с крестьянской культурой - Н.С.Гончарова, К.С.Малевич, П.Н.Филонов, а также известные советские живописцы - В.Ф.Загонек, В.И.Иванов, Л.В.Кабачек, А.А.Пластов, братья А.П. и С.П.Ткачевы, К.Ф.Юон.

К числу самых ранних картин о русской деревне принадлежит холст "Крестьянская пирушка" (конец 1760 - начало 1770-х) А. И. Вишнякова. Полотно, привлекающее своей наивностью и простодушием, несет печать своего времени - "галантного века". Позднее в "крестьянский жанр" вошли мотивы пастбищ и сцены коллективного труда. В 1820-х -1840-х годах к сюжетам из жизни деревни обращались многие художники, однако новое и веское слово в этой сфере удалось сказать только А.Г.Венецианову и его ученикам. Их находки имели перспективное значение для отечественного искусства. Художник писал сцены труда и краткие моменты отдыха работников. Он создал вереницу обаятельных образов пожилых и юных обитателей тверских деревень, показав гармоничную красоту их душ и лиц, врожденное благородство осанки (Гумно. 1822-1823; Девушка на сеннике. 1830-е, Крестьянка Тверской губернии. 1840).

В 1850-е годы черты идеализации в "крестьянском жанре" сменились натуралистическими тенденциями, интересом к деталям, а также бессюжетными жанрами со сценами отдыха селян. Усилилось повествовательное начало, усложнилась композиция. В это же время появилось множество картин с занимательным, порой анекдотическим сюжетом. С начала 1860-х годов, времени социальных и экономических реформ, крестьянский вопрос в известной мере определяет характер развития национальной культуры, так как крестьянская тема стала главной для всех видов отечественного искусства, и, прежде всего, литературы, живописи и музыки. Художники поэтизируют положительные моменты, бичуют и обличают пороки правящих классов, часто идеализируя бедняков (Г.Г.Мясоедов. Поздравление молодых в доме помещика. 1861; К.А.Трутовский. Переселенцы из Курской губернии. 1864).

На 1870-е - 1880-е годы приходится расцвет деятельности русских реалистов, членов Товарищества передвижных художественных выставок. В это время художников по-прежнему привлекают печальные моменты из жизни крестьянства (И.Е.Репин. Проводы новобранца. 1879; Н.Д.Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне. Конец 1870-х; В.М.Максимов. Слепой хозяин.1884). Но "бичевание язв" постепенно сменяется поисками положительного начала. Появляются мотивы красоты и изобилия родной земли, любования простым русским человеком ( Г.Г.Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887; И.Н.Крамской. Мина Моисеев. 1882). Особое развитие не только у передвижников, но и в академической живописи получают темы материнства (И.А.Пелевин. Первенец. 1888) и детства (К.В.Лемох. Новое знакомство. 1885; Сестренка. 1890; Лето (С поздравлением). 1890).

В 1880-е-1890-е годы глобальные сдвиги в сознании (кризис народнических идей) совпали с распространением принципов пленэрной живописи. Художники искали новых средств выразительности, "внутренней правды", "отрадного". В эти же годы художники открыли для себя мир сказок и поверий, старых национальных традиций (В.Е.Маковский. Свекор. 1888; А.И.Корзухин. Девичник. 1889). Эти тенденции придали неповторимый колорит искусству того времени.

1900-е годы, на которые пришлись кровопролитная война с Японией и революция, дали сложную картину развития "крестьянского жанра". Она отражает эволюцию отечественной живописи от реализма и импрессионизма к неопримитивизму. Новое слово в решении крестьянской темы в конце десятилетия сказали пионеры нарождавшегося отечественного авангарда, и в этом отразилось его национальное отличие от аналогичных движений в других странах Европы. Особый вкус к изображению жизни деревни имела Н.С.Гончарова.

"Крестьянские жанры" 1910-х годов отразили сложное многоголосье художественных поисков тех лет. В это время интенсивно работают мастера Союза русских художников с их тягой к раскрытию декоративных сторон натуры (Ф.А.Малявин. Две девки. 1910-е). В это же время свой расцвет переживал неоклассицизм, ориентировавшийся на искусство эпохи классицизма и ампира. Причастные этому течению "младшие" мирискусники Б.М.Кустодиев (Лето. 1918) и З.Е.Серебрякова (Крестьяне. 1914) крупным городам предпочитали сельский мир.

В 1920-1930-х годах крестьянская тема играла столь же важную роль в советской живописи, как и тема индустриализации страны, поскольку и в деревне тех лет решалась судьба нового общественного строя. Уже к середине 1920-х годов изобразительное искусство стало важным фактором идеологической и политической работы новой власти, проводником ее идей. Однако, и погруженные в раздумье крестьяне С. В. Герасимова (Крестьянин в картузе. 1925) и П.Н.Филонова (Колхозник. 1931), и лишенные лиц герои К.С.Малевича (Жатва. 1928-1929; Жница. 1928-1929; Девушки в поле. 1928-1929) были своего рода предчувствием трагических судеб русской деревни, понесшей на рубеже 1920-1930-х годах многомиллионные потери во время "ликвидации кулачества как класса".

В годы Великой Отечественной войны крестьянская тема отошла на периферию внимания живописцев. Однако радость беспримерной победы над фашизмом породила, наряду с помпезными официозными работами, множество произведений, замечательных по поэтичности и теплоте чувств, полных солнца, любви к родным просторам, к матери-земле. Автором подобных произведений был А.А.Пластов, полностью посвятивший себя крестьянской теме (Полдень. 1961).

Краткий период наступившей "оттепели" во второй половине 1950-х годов, благотворно сказался на интерпретации крестьянской темы, прежде всего в портрете, где ранее часто сказывалась печать идеологических клише. Портреты крестьян отразили процесс демократизации общества. Они отличаются простотой и разнообразием приемов "подачи" модели, естественностью, свободой поз и жестов (Н.Л.Веселова. Портрет председателя колхоза М.Г.Долгова. 1959; Л.В.Кабачек. Портрет доярки Р.П.Кузнецовой. 1959).

1960-е - 1990-е годы дали чрезвычайно пеструю панораму решений крестьянской темы. Наряду с характерными для предшествующих десятилетий портретами, сценами из современной жизни (Ф.В.Загонек. Гроза прошла. 1960-1961; А.П.Ткачев, С.П.Ткачев. Июньская пора. 1976-1977), создается значительное количество своеобразных историко-бытовых работ. Одной из лучших является картина В.И.Иванова "Семья. 1945 год" (1957-1964), рассказывающая о первых днях мирной жизни после победы над фашизмом. Его холст - характерный образец "сурового стиля", изображает торжественную крестьянскую трапезу, где за внешней сдержанностью эмоций скрываются глубокая нежность и радость вновь обретенной целостности.

На выставке, кроме шедевров живописи, показаны уникальные произведения народного искусства. Они призваны отразить разные стороны крестьянской жизни и многообразные проявления талантов из народа.

www.museum.ru/N23881
Ваше мнение »»

»»Государственный Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки, для детей

важные события  x    ?  

новости от 25.05.2019  x    ?  


500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

Презентация проекта «Мой Достоевский. Музей создается людьми»

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Юдзи Хирацука. Жизнь в эпоху Гэндай

Студия Grame. Звук вокруг

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Валерий Пчелин и Игорь Михайленко. Священный лес

Андрей Топунов. Программируемая графика

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Путями Н.К. Рериха. Псковское ожерелье

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru