1 сентября 2005 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка работ немецкого художника Маркуса Толльманна, на которой будет представлено около 200 работ 1990-х - 2000-х годов.
Маркус Толльманн родился в 1963 году в городе Буере в Германии. В 1978-1980 годах учился у Йозефа Бойса, работал с Фрэнсисом Бэконом в его лондонской мастерской, многое воспринял у своего отца, художника Гюнтера Толльманна. В 1982 году открылась первая выставка его работ в бременской галерее Остертор, а в 1984 году - первая собственная галерея в Бремене. Регулярно - почти ежегодно - Маркус Толльманн участвует в выставках и крупнейших европейских художественных ярмарках.
Искусство Толльманна-старшего оказало значительное влияние на творческое развитие сына. Среди качеств, унаследованных Маркусом Толльманном от отца - обращение к различным версиям современного художественного мышления, способность выходить за любые рамки, в том числе за пределы собственного опыта, способность подвергать сомнению свои собственные интенции.
Картины Маркуса Толльманна создают впечатление оптимизма, яркости, роскоши. В них нет рефлексии, угрюмого уныния - напротив, они всегда полны пульсирующей жизни и задора. Уже первые самостоятельные работы Маркуса Толльманна свидетельствовали о том, что он художник эмоционально открытого типа, обладающий живым ощущением своего времени, которое мастерски переносит в свои картины.
Если творчество художника 1990-х годов пронизано ощущением неуемной жажды жизни и откровенным стремлением к гедонизму, то с конца 1990-х в искусстве Толльманна возникают две линии, которые прослеживаются до сих пор. Это обращение к фигуративному видению с одной стороны и откровенная игра визуальными кодами позднего модернизма с другой. У истоков первой линии лежат такие работы, как "Gebrtsfreuden" (1995), "Erklarung"(2000), "Chinesian - Ruben"(1999). У истоков другой - "Lambada"(1988), "Liegender Akt" (1990), многочисленные работы на темы цирка, марионеток, кукол. В этот период Маркус Толльманн выступает как дизайнер - делает рекламную серию для американского производителя пылесосов "Progress", в 1992 году оформляет акустические системы для компаний ACR и Vostex, участвует в проекте "Голубая звезда для ООН Копенгаген" с "Living Brush Art", самой большой футболкой в мире.
Обе линии продолжают сосуществовать в творчестве Толльманна и в 2000-е годы. Но особого драматизма, "разорванности" сознания при этом нет: Толльманну равно дорого и непосредственно видимое, данное в живых ощущениях, и существующее в кодах культуры, связанное с художественной оптикой столетия. Одни работы демонстрируют состояние внутренней уравновешенности ("Maler mit Model", 2004; "Geschwister",2004; "Schneiderpaar"2004), другие сообщают внутреннее напряжение - "Strippoker",1990; "Interview",1999; и пр., а некоторые осознанно работают "на разрыв", на деконструкцию.
Искусство Толльманна (живопись, графика и скульптура) являет собой парад свободы. Это свобода в самом широком смысле - свобода, как от диктатуры единого стиля, так и от характерной для искусства нашего времени боязни подражания.