Есть большие музеи, в которые посетители приходят даже не зная, какие именно выставки там идут. Имя музея является знаком качества его выставок. Есть музеи поменьше, которые не обладают раритетами из драгоценных металлов. Что влечет туда посетителя?
В Краснопресненском районе есть филиал Музея современной истории России - Музей "Пресня". В советское время - это было культовое место, колыбель революции. Прошло время, и интерес к политической истории значительно снизился, но внимание к историческим событиям осталось. Так в музее "Пресня" кроме постоянной экспозиции работает интересная выставка "Два века Трехгорной мануфактуры".
Имя Трехгорной фабрики широко известно. Каждая московская семья посетила фабричный магазин, где царит изобилие хлопковых тканей и изделий из них - постельного белья. Молодые мамаши в ожидании рождения ребенка обязательно посещают Трехгорку, именно здесь можно купить все для младенца по доступным ценам. Но что мы знаем об истории этого предприятия?
Оказывается ему более 200 лет. Основатели мануфактуры - купцы Прохоровы. Это было одно из первых текстильных предприятий в России, которое занималось тканями для населения. До этого выпускались ткани только на военные нужды, а остальные привозились из-за границы. Предприятие начало работать с 1799 года. Сначала мануфактура занималась нанесением рисунка на уже готовые ткани и только со временем фабрика обзавелась своим прядильным, ткацким и красильным цехом. То есть мануфактура развилась в предприятие полного цикла.
На каждом предприятии стоит вопрос о привлечении квалифицированных кадров. Прохоровы решили при фабрике открыть ремесленное училище. Учебный день длился 11 часов. Предметов достаточно много, хорошие преподаватели. В училище был организован хор и оркестр. Обучение бесплатное, но из 11 часов - половина практика на фабрике, за которую учащиеся деньги не получали. После окончания училища выпускники работали на фабрике и получали денег даже меньше чем чернорабочие, как бы отрабатывая обучение. Но далее становились хорошо оплачиваемыми специалистами. На фабрике ценились художники и набивальщики рисунка, именно от этих мастеров зависело, как будет выглядеть ткань, которая дальше уже предстанет перед покупателями. На фабрике существовали внушительные альбомы с рисунками. Именно здесь был разработан рисунок "французские огурцы", который до сих пор пользуется спросом. На фабрике следили за текущими событиями, старались идти в ногу со временем. К столетию Победы в войне 1812 года был выпущен платок с портретами полководцев. В то время как началась Первая мировая война, были выпушены скатерти с патриотическим мотивами.
Документы показывают, что квалифицированные рабочие ценились, получали достойную зарплату, им предоставлялись квартиры за символическую плату, на праздники их семьи получали подарки, на свадьбу выделяли значительные денежные суммы. В то же время жизнь обычных рабочих была лишена каких бы то ни было бытовых удобств, социальных благ не было. Рабочие жили в общежитиях по 150 чел в комнате, семейные жили 4 семьи в комнате, разделенной занавесками. Если семья ожидала ребенка, то женщину отправляли в деревню, а мужчину переселяли в общую комнату. Такое положение рабочих, конечно, привело к забастовкам. После чего в фабрике была организована больница, родильный дом, детский сад, школа для мальчиков и воскресная школа для девочек. В начале XX в. практически все крупные предприятия имели подобный "социальный пакет".
На выставке представлены - первые образцы тканей мануфактуры, вещи из семьи Прохоровых, фотографии, альбомы с рисунками. Стоит обратить внимание на ярлыки качества международных торговых ярмарок. Такой ярлык получали предприятия, которые выпускали качественный товар по приемлемым ценам. Трехгорная мануфактура получила такой ярлык 5 раз. Дальнейшие события всем известны - революция, национализация фабрики. Новое руководство, новые темы для рисунков. Образец ткани, выпущенной к 800-летию Москвы в 1947 году, не блещет краскам и тонкостью рисунка, а свидетельствует об упрощении технологии. Завершают выставку образцы ткани нашего времени. Знакомиться с историей, через судьбы людей знаменитого предприятия - интересный ход решения экспозиции музея, посвященного политической истории (Н. Трегуб).