В последних числах июля в Игарке стало известно, что из бывшей "столицы" сталинской Стройки № 503 - посёлка Ермаково - украли 2 или 3 паровоза, а у кромки берега подготовлен к отгрузке ещё один паровоз. Все они имеют ранг раритетных, поскольку в мире их осталось не больше десятка. Завладеть подобными образцами хотели многие музеи и частные лица, и в разное время в Игарку поступало немало предложений о продаже ермаковских паровозов.
Игарская администрация направила запросы в городские, районные и краевые органы милиции, прокуратуры, депутатам всех уровней с просьбой найти расхитителей муниципальной собственности, имеющей огромную историко-культурную ценность, посягнуть на которую до сего дня никто даже не смел. А в финансовом выражении речь идёт как минимум о нескольких сотнях тысяч евро.
Версий существует несколько: паровозы украли на металлолом, с целью перепродажи и наживы, полуофициального обмена (что это за "обмен" и в деньгах какого цвета он выражается, можно догадываться). Поэтому мы имеем дело либо с вандализмом и варварством, либо с чиновничьим беспределом, т.е. в любом случае - с бескультурием и беззаконием. Мелкий воришка вряд ли мог осилить такое дело.
По инициативе игарского музея в 1992 и 1996 гг. постановлениями Игарской администрации трасса бывшей Стройки № 503, проходящая по подведомственной Игарке территории, включая и посёлок Ермаково, объявлена "Историко-архитектурной зоной местного значения". Этими документами запрещается вывозить без разрешения и согласования предметы и строения, разводить костры или причинять иной ущерб и т.д., разработан прейскурант услуг для туристов, фото- и киносъёмочных групп.
Городскими властями и краеведческим комплексом "Музей вечной мерзлоты" неоднократно пресекались попытки несанкционированного вывоза предметов с "мёртвой дороги". Часть предметов экспонируется с 1993 г. в игарском музее, и о музейном отделе "Стройка № 503" давно знают во всём мире. С работой музея в этом направлении знакомы практически все крупные общественные организации "Мемориала", а на изданный музеем в 2000 г. 1-й выпуск книги "Стройка № 503 (1947-1953 гг.). Документы, материалы, исследования" существует неослабевающий спрос и в стране, и за рубежом. Уже 5 лет музей ищет спонсоров для издания 2-го выпуска книги, но пока, к сожалению, безрезультатно. В игарский музей до сих пор поступают благодарные отзывы за опубликованные материалы и от исследователей, и от бывших политзаключённых, строивших дорогу Салехард-Игарка.
В 2001 г., во времена губернатора Лебедя, был разработан план мемориальных мероприятий к скорбной годовщине - 50-летию консервации Стройки № 503, где одним из пунктов значилась доставка с трассы 3-х паровозов на музейную стоянку: один в Новосибирск, один - в Красноярск и один - в Игарку (отправную точку дороги Игарка-Салехард). Расходы на эту операцию возлагались на консолидированный бюджет, составленный усилиями Красноярска, Новосибирска и Министерства путей сообщения. Прерванный полёт Лебедя и смена руководства в МПС отложили осуществление тогдашней программы.
Не хочется верить, что циничная антикультурная акция спровоцирована создавшейся за последнее время ситуацией. В конце прошлого года жители Игарки и подведомственной ей территории проголосовали за вхождение в Туруханский район, несколько месяцев назад Красноярский край, Таймыр и Эвенкия одобрили воссоединение. Наверное, кое-кто решил, что теперь под шумок объединения стало "всё вокруг колхозное, всё вокруг - моё". Чьё именно "моё" и должны определить правоохранительные органы района и края, а украденные раритеты должны вернуться - нет, теперь уже не на дорогу, где они оказались беззащитными - а на законное место в игарский музейный комплекс. Именно в нескольких сотнях метров от него находился вокзал "Игарка", с которого в начале 50-х годов ходили "овечки" с рабочим грузом на 25 км, до р. Сухарихи, а с 1955 г. составы должны были отправляться уже до Салехарда, Воркуты, Москвы.