НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

13 июля - день рождения Сергея Арсеньевича Виноградова.

13 июля 2005Саратовская область
С. А. Виноградов. Деревня
С. А. Виноградов. Весна
С. А. Виноградов. Дом
Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 – 1889 г.г.) у И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б.П. Виллевальде, К.Б. Венига.

Особенно повлиял на его манеру письма В.Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. В 1889 году он получил звание классного художника, с 1912 - академика, с 1916 - действительного члена Академии художеств. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве; в Харькове и Риге.

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 – 1901 г.г.), «Московского товарищества художников» (в 1894 – 1895 г.г.), «36 художников» (в 1901 – 1902 г.г.), «Мира искусства» (в. 1901 – 1903 г.г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 – 1923 г.г.), а также зарубежных (1906 г. - Париж; 1907 г. - Берлин).

Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радишщева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, - виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов - но также известное единство живописной системы. Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер.

Культивируя достижения пленэра, запечатлевая изменчивость жизни природы с возможной точностью, активизируя выразительность манеры, цвета, фактурных особенностей, они остались верными лирико-поэтической струе, преобладающей в русском пейзаже второй половины XIX века.

«Деревня» С.А. Виноградова 1915 года носит этюдный характер: фактически это большой этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей красочности, столь соответствующий изображенному яркому весеннему дню. Отблески весеннего солнца лежат на крышах домов, бревнах, еще прозрачных кронах деревьев. Краски яркие и насыщенные. Работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива. Виноградов следует здесь не столько Левитану, сколько Архипову.

В сравнении с несколько этюдной по живописи «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г.) отличается глубокой продуманностью образного решения и достаточно высокой степенью законченности. Это программное полотно, полное внутренней значительности, явно ориентированное на утверждение высокой поэзии русского усадебного ампира. Этому впечатлению способствует не только элементы архитектуры, введенные в пейзаж, но и четкая графичность живописи пейзажа, построенная на контрасте темно-зеленых, бурых, черных крон и стволов деревьев и белого, уже подтаявшего снега.

Третьей картиной С.А. Виноградова в собрании Радищевского музея является интерьер. Он носит несколько ретроспективный характер. Его работа «В доме» отличается тем же светлым жизнерадостным настроением, что и его «Деревня». Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа: и стены, и мебель в комнатах, изображенных на картине Виноградова включают внешний мир, подчеркнуто разомкнут, обращен к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом. Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку. Побеждает чисто пленэрная, чувственно-осязаемая стихия. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.

С 1924 С.А. Виноградов жил и работал в Риге, где основал собственную художественную школу. Он умер 5 февраля 1938 года.

Надежда Гришина

www.museum.ru/N23046
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 29.05.2023  x    ?  


Янтарная комната. Люди эпохи возрождения

«Сиреневый променад» в Павловском парке

Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина исполняется 111 лет

Боевые наголовья Востока и Запада XVI–XVIII веков из коллекции Эрмитажа на выставке в Царском селе

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка "Петербург в цветной линогравюре" в Российской национальной библиотеке

Роберт Уолпол. Портрет собирателя на фоне коллекции

Выставка «Лето Господне. Праздники. Троица» в музее-заповеднике «Коломенское»

Ежегодный цикл "Лето в Мастерской Эдуарда Штейнберга" в Тарусе

Арон Зинштейн. Петербург и его обитатели

У нас в гостях Юрий Рост. Презентация книги «Групповой портрет на фоне жизни»

Анна Цветкова. Город N

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Анце Грицмане «Сакральная абстракция»

Выставка акварели «Город на воде»

Самиздат. Музыка времен запрета

Anton Angel. ReEvolution

История одной книги. Александр Блок. Ямбы

Выставка «Утраченное детство» в Музее Победы

Юрий Купер. Сфумато

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер

Парк Малевича при поддержке Третьяковской галереи открывает вторую часть экспозиции под открытым небом

В преддверии Дня защиты детей в Музеях Московского Кремля пройдет акварельный пленэр

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала XX века

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru