7 июля в музее-заповеднике открылась выставка "Невьянская икона XVIII-XIXвв."
Выставка посвящена невьянской школе иконописи, которая сложилась в 18-19 веках на горнозаводском Урале, где существовала старообрядческая иконописная традиция, получившая название Невьянская икона.На открытии присутствовали создатель коллекции и основатель музея "Невьянская икона" - Евгений Вадимович Ройзман - историк и поэт, издатель, депутат государственной Думы РФ, директор музея Максим Петрович Боровик, Герольд Иванович Вздорнов, искусствовед ; музейщики, пресса и организаторы выставки "Невьянская икона".
Музей «Невьянская икона» был открыт в городе Екатеринбурге 4 декабря 1999 года. Его создатель Евгений Вадимович Ройзман – историк и поэт, собиратель книг и живописи, издатель и общественный деятель, инициатор комплексных историко-культурных проектов, столь значимых, что без них трудно представить культурную жизнь Екатеринбурга последнего десятилетия. В настоящее время Евгений Ройзман является депутатом Государственной Думы РФ.
Музей «Невьянская икона» является первым частным и единственным музеем иконы в России. Цель, которую преследуют организаторы и руководители музея состоит в том, чтобы не дать такому уникальному явлению как невьянская икона исчезнуть.
Музей посвящен невьянской школе иконописи. В ХVIII – ХIХ веках на горнозаводском Урале существовала старообрядческая иконописная традиция, получившая название Невьянская школа. Термин связан с уральским городом Невьянск (Свердловская область), который в ХVIII – ХIХ веках был культурной столицей горнозаводского Урала и крупнейшим старообрядческим центром. В Невьянске были иконописные мастерские, скрипторий.
Иконописцы, писавшие в «невьянской» манере, работали не только в Невьянске, но и в других горнозаводских поселках (Нижний Тагил, Старая Утка, Красноуфимск). Становление школы происходило на фоне активной промышленной колонизации Урала в первой половине ХVIII века. «Новоселы», пришедшие с Русского Севера и с Поволжья, принесли с собой свои представления о прекрасном и предопределили облик невьянских икон. На раннем этапе развития невьянской школы обнаруживается связь со старыми русскими иконописными центрами – Ярославлем, Костромой, Вологдой. К последней четверти ХVIII века, когда работало уже третье – четвертое поколение местных мастеров – иконописцев, невьянская школа приобрела ту устойчивость, которую внешние влияния могли только обогатить, но не разрушить. Иконы XIX в. в художественном отношении более однородны. Это связано с формированием «моды» на произведения некоторых иконописцев, например Богатыревых, что стимулировало других, менее известных художников, так или иначе «копировать» стилистику «корифеев».
Первое упоминание о “невьянской иконе” встречается в архивных документах середины XVIII в. В 1890-м г. об уральском иконописании упоминал в очерках «Самоцветы» и «Платина» Д.Н. Мамин-Сибиряк. История научного осмысления «невьянской иконы» началась в конце 1980-х годов. К настоящему времени общими усилиями уральских ученых термин «невьянская икона» наполнился именами иконописцев, сформулированы стилевые особенности и описаны основные иконописные памятники.
В декабре 2004 года музею «Невьянская икона» исполнилось пять лет. За годы существования музея в нем побывало более 150 тысяч посетителей. Количество экспозиционных залов выросло с одного до трех. Фонды музея пополнились качественно и количественно. Сейчас в них более 800 экспонатов , «невьянских» среди них более 500 (92 с подписями иконописцев и датами, с 1734 по 1901). К коллекции невьянских икон добавились: меднолитая художественная пластика XVIII – начала ХХ веков, лубок, старообрядческие и рукописные книги, иконы Русского Севера ХVI – ХVIII веков, резная деревянная скульптура ХVII – начала ХХ веков. На базе музея работает реставрационная мастерская.
Одним из существенных направлений работы руководителей музея (Е.В.Ройзмана и М.П.Боровика) является сотрудничество Музея «Невьянская икона» с другими музеями и частными коллекционерами в Екатеринбурге, в Свердловской области, в Москве, Петербурге и многочисленных музейных центрах российской провинции. Ведется научная работа, издаются книги и альбомы. Выходит повременной сборник научных трудов: «Вестник музея «Невьянская икона»».