С 12 по 25 июня 2005 года Государственный центр фотографии представляет социально-документальный фотопроект Валерия Нистратова "Психология праздника". Открытие выставки 12 июня в 18.00. Выставка предоставлена фондом "Объективная реальность", Москва.
Я стою на переполненной людьми набережной небольшого провинциального городка и смотрю на народ, который "ничего не делает", радуется, празднует. Я подхожу ближе и, погружаясь в хаос "действа", начинаю фотографировать, фиксирую каждый нюанс, жест, деталь и эмоцию человека. Люди делают вид, что не замечают меня, но потом, к сожалению, начинают замечать только меня одного, их раздражает моя трезвость и сосредоточенность. Мы становимся соучастниками этого блаженного "ничегонеделания", бессмысленного времяпрепровождения.
Альбер Камю писал в дневниках, что "одна праздность имеет нравственную ценность, ибо позволяет судить о людях. Она пагубна лишь для посредственностей".
Я фотографически исследую праздничную действительность как среду для изучения "цельной" личности, обретения этой цельности в празднике и причастности человека к его роду и племени. Меня интересует бытовая культура, манеры, обряды и привычки людей, на короткий период "свободных от работы". Праздник сам создает время, его цикличность именно в этом и заключается. Фотография через остановленное мгновение, обретенное в образе, запечатлевает это самое время, оставляя нам память о прожитой жизни. Экспозиция состоит из пятидесяти черно-белых фотографий размером 60х90 см.
"Психология прахдника" - это документальный проект, который исследует праздник как особое явление в жизни российской провинции, как способ самоидентификации. Автор делает
предположение о том, что человек, лишенный индивидуальности во время рабочего процесса, "находит себя" в минуты отдыха. В праздности и празднике. Ведь жизнь простого человека, состоящая из серых будней, запоминается лишь вспышками больших и малых праздников, моментами блаженного "ничегонеделания". Автор фиксирует мельчайшие детали и эмоции
"провинциального праздника", представляя удивительный характер современного российского общества. Печальные, полные юмора, иронии или страдания фотографии демонстрируют пульсирующую действительность, схваченную искушенным взглядом настоящего мастера.
Валерий Нистратов - один из ярчайших представителей поколения молодых российских документалистов, работающих в традиции черно-белой классической фотографии. С 1989 году, как стрингер, он освещал практически все военные конфликты на территории бывшего Советского Союза. Но в 23 года он принял решение больше не ездить на войну и с тех пор полностью посвятил себя изучению и фотографированию повседневной социальной жизни и вымирающих традиций в провинции в России, Молдове, на Украине, в Средней Азии, а также в Монголии и Афганистане.
Биография.
Я, Валерий Нистратов, родился 29 июля 1973 года в Москве. Фотографией начал заниматься с детства , профессионально с 1989 года, поступив на работу фотокорреспондентом в небольшую районную газету "За коммунизм". Спустя год уволился и приступил к освещению драматических событий, связанных с распадом СССР, для отечественных и западных СМИ. Работал почти на всех войнах, проходивших на территории бывшего СССР и за его пределами, в жанре новостной фотографии. С конца 1993 пересматриваю свою позицию в фотографии, решаю отказаться от продолжения карьеры новостного фотографа, сосредоточившись исключительно на социальной тематике. Главным объектом моих съемок считаю, повседневную жизнь человека. Путешествую по России и бывшим республикам СССР. Снимаю, в основном, в классическом черно-белом стиле, так как цвет, по-моему, мешает проникновению в суть вещей. Свою цель в фотографии вижу в продолжении традиций документальной фотографии, а своим кредо считаю девиз американских уличных фотографов "tough and beautiful", что значит в переводе на русский "снято жёстко, крепко и красиво…".
Выставка включена в программу первой Международной летней фотошколы "Петербургские фотомастерские"