НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Наплечники Андрея Боголюбского. Из истории уникального экспоната

c 23 мая по 4 июня 2005Владимирская область
Рождественский собор Суздальского кремля
В середине мая Владимиро-Суздальский музей-заповедник с рабочим визитом посетили Президент-директор Лувра А. Луаретт, хранитель коллекции декоративно-прикладного средневекового искусства Лувра Ж. Дюран, глава Департамента по сотрудничеству и культуре Посольства Франции Н. Шибаев и атташе по культуре Ж. Бастенэр. В России коллеги из крупнейшего музея мира и дипломаты знакомятся с экспонатами ведущих российских музеев с целью подготовки в Лувре большой выставки древнерусского искусства в 2010 году. Но во Владимире французских гостей интересовали не только памятники белокаменного зодчества и древнерусской иконописи, но и научные исследования заведующей отделом археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника, кандидата исторических наук М.Е. Родиной. Уже несколько лет она изучает неизвестные страницы истории так называемых наплечников Андрея Боголюбского, один из которых сейчас является украшением коллекции декоративно-прикладного искусства Лувра, а другой - Германского национального музея в Нюрнберге. Судьба этих двух уникальных экспонатов тесно связана с историей Владимирской земли.

Речь идет о двух массивных медных позолоченных парных накладках сложной пятиугольной формы, украшенных эмалевыми изображениями на евангельские сюжеты: Распятие и Воскресение Христа. В исторической литературе они известны как наплечники Андрея Боголюбского. Немецкие и французские специалисты считают, что они изготовлены маасскими (лотарингскими) ювелирами около 1170 г. Некоторые исследователи полагают, что данные пластины являлись армиллами - парадными наплечными браслетами, регалиями императоров Священной римской империи, может быть самого Фридриха Барбароссы.

Пластина с композицией "Воскресение Христа" в XIX в. хранилась в ризнице владимирского Успенского собора. В 1849 г. В.И. Доброхотов в "Памятниках древности во Владимире Кляземском" упоминает "медный вызолоченный знак или нагрудник, с мозаичным изображением Воскресения Христова, который, как полагают, великие князи или патриархи носили на персях". В 1867 г. копия данной пластины экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. В "Описи священных предметов из особого отделения ризницы Успенского собора" 1886 г., составленной А. Виноградовым упоминается "медный густо позолоченный великокняжеский нарамник, с эмалевым на оном изображением Воскресения Христова и с подписью на нем в форме двух столбцов римскими литерами: "REXVREXTIO DNI". Замечателен по изяществу находящегося на нем изображения и по своему благоукрашению".

В 1890 г. "финифтяный княжеский нарамник" вместе с шитой иконой с изображением Георгия Всеволодовича из владимирского Успенского собора экспонировался на выставке в честь VIII археологического съезда в Москве. Потом наплечник снова находился в ризнице Успенского собора. В 1906 г. в новом здании Владимирского музея была открыта выставка, приуроченная к III Областному историко-археологическому съезду, главным экспонатом которой вновь был "наплечник великокняжеского кафтана, украшенный лиможской эмалью XII-XIII веков". После выставки реликвия была возвращена в Успенский собор, где находилась до 1919 г. В "Описи церковного имущества владимирского кафедрального Успенского собора" среди древностей, не принадлежащих к богослужению, значится "медный позолоченный знак, или наплечник, с мозаичным изображением Воскресения Христова". А рядом сделана приписка: "Взят в музей в августе 1919 года".

Документальным подтверждением того, что наплечник хранился во Владимирском музее, являются три фондовых "Описи вещам, находящимся на хранении в сундуке №2". Под номером 51 в них числится "нарамник великокняжеский бронзовый с эмалью XII века". Упоминается он и в докладе директора музея А.И. Иванова, прочитанном на 2-й Владимирской губернской конференции по изучению производительных сил в 1926 г., среди экспонатов музея, представляющих исключительную ценность.

Об уникальном экспонате нашего музея знали не только во Владимире. В архивах сохранилась переписка между руководством Оружейной палаты Московского Кремля и Владимирского музея о планируемой передаче наплечника в Москву, датируемая октябрем 1932 г. Во Владимир был даже направлен научный сотрудник Оружейной палаты Л.И. Денисов для получения этого памятника по доверенности. Однако, в докладной записке от 15 октября 1932 г. он сообщает исполняющему обязанности директора Оружейной палаты В.К. Клейну, что Владимирский музей, поддержанный Владимирским РОНО и Председателем РИКа, затребовал значительную компенсацию за наплечник. Передача раритета, кажется, не состоялась. Но недолго уникальный экспонат оставался во Владимире. Вероятно в 1933 г. с целью получения валюты раритет был продан за границу.

По сведениям французских коллег, уже в октябре 1934 г. армилла с изображением Воскресения была куплена Обществом друзей Лувра у известного парижского антиквара Н. Бримо и подарена музею. Подарок был принят Художественным советом Лувра 13 ноября 1934 г. и ратифицирован Министерским указом от 6 декабря того же года. Так наплечник из Владимира стал украшением известнейшего и богатейшего музея мира. Примечательно, что и в Лувре наплечник Андрея Боголюбского считается редким экспонатом. На сайте Лувра в интернете среди шедевров из фонда декоративно-прикладного искусства средних веков эта вещь занимает одно из первых мест.

Любопытна история и второго наплечника. Пластина с композицией "Распятие Христа" была найдена в 60-е годы XIX в. известным русским археологом, историком искусства, сотрудником Оружейной палаты и Румянцевского музея Г.Д. Филимоновым "в подвале и среди хлама одного из монастырей Владимирской же губернии". По каким-то причинам он не указал название монастыря, из которого происходит эта замечательная находка. Однако, в заметке об экспонатах Русского отделения Всемирной парижской выставки, опубликованной в газете "Владимирские губернские ведомости" за 4 апреля 1867 г., сообщается со ссылкой на объяснение Филимонова, что наплечник с Распятием был "приобретен в одном из Переславских монастырей". Эта пластина в числе немногочисленных подлинников с успехом экспонировалась в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже. После возвращения с выставки она хранилась в Румянцевском музее. В начале ХХ в. накладка оказалась в частном собрании художника, профессора Академии художеств М.П. Боткина. В 1904 г. данный раритет был украшением выставки прикладного искусства, состоявшейся в Петербурге. После Октябрьской революции 1917 г. наплечник с целью получения валюты был продан за границу. Долгое время он находился в частном собрании барона фон Гирша в Базеле. В июне 1978 г. на аукционе Сотбис в Лондоне эмалевую пластину с изображением Распятия приобрел Германский национальный музей в Нюрнберге. Там второй наплечник Андрея Боголюбского находится и по сей день. В Нюрнбергском Германском национальном музее - одном из крупнейших музеев Европы, основанном в 1852 г., чьи фонды насчитывают более миллиона экспонатов - данный экспонат почитают как национальную реликвию.

Наличие во Владимире германских королевских инсигний позволяет говорить о том, что связи Северо-Восточной Руси с Германией были не только культурными, но и государственно-политическими. Наплечники - это не просто импортный предмет роскоши, а символ государственной власти.

Историческая традиция связывает наплечники с Андреем Боголюбским, стремившимся быть самовластным правителем, подобным западным королям. "Дружба" Андрея Юрьевича с императором Священной Римской империи, о которой писал В.Н. Татищев, была не случайной. Обращение владимирского самовластца на католический Запад в обстановке борьбы с константинопольским патриархом за независимость владимиро-суздальской церкви носило демонстративный характер. Однако, найти документальных подтверждений легенды о том, что наплечник из Успенского собора был при гробнице Андрея Боголюбского пока не удалось.

Когда и при каких обстоятельствах попали во Владимиро-Суздальскую Русь немецкие королевские регалии? Как они здесь использовались? Кто принял решение продать уникальные экспонаты за границу? Ответы на эти вопросы еще таятся в толщах архивных дел. Научный поиск продолжается…

Мария Родина Заведующая отделом археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника

www.museum.vladimir.ru

www.museum.ru/N22394
Ваше мнение »»

»»Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Телефоны:(4922) 32-42-63 - заказ экскурсий, 42-11-84
сайт:www.vladmuseum.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, конференции, для профессионалов

важные события  x    ?  

новости от 19.02.2019  x    ?  


Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

Выставка «Суриков. Взятие снежного городка» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

"Год Театра в деревне Перемилово" - персональная выставка Владимира Любарова

Выставка "До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900-1930" в Баку

Иркутский музей декабристов приглашает на Масленицу

Открытие выставки творческой группы петербургских художников "Дети Архипа Куинджи"

«Реальное и нереальное» Роджера Баллена

Выставка "Валентина Толкунова. Разговор с женщиной"

Красота: плюс-минус

Михаил Грачев. Советская повседневная жизнь. 1930-е - 1960-е годы

Научная конференция "Тема смерти и бессмертия в изобразительном искусстве Нового и новейшего времени"

Новое прошлое Тамары Стофферс

K 135-летию со дня рождения Е.Н. Павловского. Выставка «Путешествие во имя жизни»

Выставка красноярского художника Виктора Сачивко в Музейном центре «Площадь Мира»

Осень русского Средневековья

«Если Бог за нас, то кто против нас!»: князь Дмитрий Донской – жизнь и деяния

Выставка Александры Фатеевой "Крымский пейзаж"

Интерактивная мастерская "Герои николаевского времени" в Русском музее

А.А. Мыльников (1919-2012). 100 лет со дня рождения

В Московском Планетарии открылась выставка к 85-летию Юрия Гагарина

Выставка «Гран-тур. Русская версия». Фотография Италии второй половины XIX века

Карл Гампельн. Глухой художник

Абстракционизм в Италии. Умберто Мариани

Афишемания. Французская реклама конца XIX - начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

«Флора» Франческо Мельци. К завершению реставрации

Плоскость. Пространство. Геометрия

Россия - Эстония: перекрестки культур

Ретроспективная выставка «Люди» к 80-летию Юрия Роста

Цифровые сны в Петрозаводске

Жерар Юфера. Один день в музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru