7 июня 2005 года в Москве в залах Галереи искусств Зураба Церетели в рамках предюбилейной программы к 250-летию Академии, открывается привезенная из Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Санкт-Петербург, выставка "Академия художеств. История в фотографиях. 1850-1950гг." На ней будет представлено около 200 исторических фотографий, освещающих будни и праздники Академии художеств, мастерские профессоров Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (И.Е.Репина, В.Е.Маковского, Д.Н.Кардовского, В.В.Матэ, Н.С.Самокиша, В.А.Беклемишева); залы Музея и Библиотеки, Кушелевской галереи, балы художников.
Далее фотограф запечатлел следующий этап ее истории - Государственные свободные художественные мастерские (как стала после 1918 г. именоваться бывшая Императорская Академия художеств), затем - Всероссийская Академия художеств, директором которой был И.И.Бродский; мастерские А.А.Осмеркина, графическая мастерская И.Я.Билибина и других педагогов; спортивные занятия в помещении бывшей академической церкви; занятия, проводившиеся Н.А.Тырсой со студентами архитектурного факультета в залах отдела слепков музея; интерьеры Академии в годы блокады Ленинграда.
Помимо фотографий И.Бианки, К.Буллы, А.Павловича, Н.Разговорова, Ф.Николаевского, М.Брейтакса, И.Гофферта, С.Гасилова, есть и снимки неизвестных мастеров фотографии.
В отличие от петербургского варианта проекта (экспонировавшегося осенью 2004г. в Парадных залах музея), московский гораздо более насыщен и развернут. Московская версия дополнена живописными работами, не вошедшими в петербургскую экспозицию, хотя и частично включенными в каталог - учебными этюдами студентов Академии художеств, удостоенных серебряными медалями и другими награждениями (В.И.Бочина "Натурщик стоящий" 1866г. - большая серебряная медаль; А.К.Григорьева "Натурщик сидящий" 1860-х гг.- оставлен в классах как образец, получил № 1 (высший балл) на экзамене; представлена "Гнедая лошадь" П.О.Ковалевского 1860-х гг. - этюд, выполненный в батальном классе; "Натурщица стоящая, спиной" 1912г. В.Н.Левандовского, студента мастерской В.Е.Савинского) - некоторые из них узнаваемы на исторических фотографиях. Кроме того, в состав выставки включены произведения, характеризующие время - дипломная картина И.И.Андреева, ученика мастерской М.И.Авилова, "В.И.Ленин и Н.К.Крупская среди студентов ВХУТЕМАСа в 1922 году" 1951г., учебная работа "На фарфоровом заводе" 1930-х гг. неизвестного автора (великолепно характеризующая поиски формы, типичные для того времени), две натурные постановки В.Н.Прошкина, написанные в мастерской А.Е.Карева в конце 1920-х гг.; 1930-е также представлены полотном "За пологом. Обнаженная модель", написанным Г.В.Павловским в годы обучения в мастерской А.А.Осмеркина в 1931-1937 гг.; от 1950-х гг. - этюд "Красноармеец верхом на лошади" 1951г. Е.Г.Чарского, выполненный в батальной мастерской у Р.Р.Френца; и написанный в тот же год "Женский портрет" С.Б.Эпштейна, а также прекрасный учебный эскиз "Первая деталь" Н.Г.Ломакина (оба студента мастерскую В.М.Орешникова).
В.-И.Т.Богдан