НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Возвращение творчества забытого художника. Владимир Издебский

c 21 апреля по 20 июня 2005Санкт-Петербург
Владимир Издебский
21 апреля 2005 года в корпусе Бенуа открылась выставка произведений Владимира Издебского, известного в начале ХХ века своими "салонами", которые проложили дорогу к мировой славе многим русским художникам-новаторам. Издебский был не только умелым импресарио, но и оригинальным скульптором и живописцем. Выставка Русского музея возвращает зрителям творчество художника мирового значения, на многие десятилетия забытого в родной стране. На выставке демонстрируются 34 скульптуры, 13 живописных полотен и 52 графических произведения. Часть композиций представлена в гипсовых и бронзовых вариантах, часть сопровождается графическими эскизами.

Владимир Алексеевич Издебский родился в Киеве 22 мая 1882 года (по старому стилю). У него были аристократические польские корни со стороны родителей отца, поэтому семья, участвовавшая в восстании против царских властей, оказалась в ссылке на Украине. Издебский начал изучать скульптуру с частным преподавателем, еще мальчиком, посещал частную художественную школу в Одессе, а в 1897 году, он стал студентом-скульптором в Обществе изящных искусств в Одессе и уже в 1898 году принимал участие в студенческой выставке двумя скульптурами, "Солон" и "Купидон".

Диплом об окончании школы он получил в 1904 г. Однако, Одесская школа была привержена главным образом передвижникам. Потому представление о современном искусстве Издебский получил в Мюнхене, где бывшие русские студенты, Кандинский, Явленский и Веревкина были частью артистической жизни города. Закончив свое обучение в Одессе, Издебский продолжал жить в доме с матерью и занимался скульптурой. Во время погромов 1905 года, участвовал в помощи раненым и был арестован по политической неблагонадежности. Около года провел в тюрьме, а затем был отправлен в ссылку, и только благодаря усилиям влиятельного друга семьи, ему разрешили уехать на Запад. Познакомившись в Женеве с одним из основателей партии социал-революционеров, Осипом Минором, Издебский вступил в члены партии эсеров. Это членство стало краеугольным камнем его убеждений и открытая приверженность Издебского искусству удвоилась его приверженностью к политике. Переехав в Париж, он сближается с Огюстом Роденом, посещает ряд частных школ.

Издебскому разрешили вернуться в Россию в конце 1908 года. К этому времени у него были связи с русским искусством, он выставлялся в Санкт-Петербурге в 1909 году, в "Салоне Маковского" и в Одессе, а также на Западе, - в Париже и Мюнхене. Работая в 1905-1909 в Мюнхене, Издебский сблизился с кружком Кандинского и стал одним из учредителей "Нового общества художников". Сначала у него появилась идея представить одесской публике последние направления в искусстве, которые начали применять некоторые русские художники того времени, но постепенно планы его трансформировались в интернациональную выставку. Размах ее был беспрецедентным в России и тем более в Одессе. Включение новейших художественных течений было тогда таким новшеством, что во время всего периода подготовки выставки, городские газеты держали публику в состоянии ожидания каждой новой информации.

Выставка была открыта с декабря 1909 года по январь 1910. Было показано свыше 700 произведений ста пятидесяти мастеров от реалистов и импрессионистов до фовистов и кубистов. Русские художники показывались отдельно от европейских. Среди последних были французские художники парижской школы, члены немецкой мюнхенской группы "Новая художественная ассоциация", несколько итальянцев и представителей других национальностей. Показу экспонатов сопутствовали лекции, поясняющие основы современного искусства, литературы, музыки, были даны концерты современной музыки. Затем выставка переехала в Ригу, в Киев, а потом в Петербург. Александр Бенуа приветствовал Салон Издебского за возможность впервые увидеть новейшие течения западного и русского искусства. Противники же Салона (среди них - Илья Репин) были настроены столь яростно, что устраивали публичные скандалы.

Русская секция Салона включала работы приблизительно 120 художников. Представлены были члены общества "Мир искусства", Союза русских художников, а также многие русские художники, жившие за границей. Наиболее положительные отклики получили члены мюнхенской группы: В. Бехтеев, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкина. Отмечались прессой также братья Бурлюки, А.Экстер, А.Лентулов, И.Машков и М.Матюшин. Эти художники показывали свои работы в Одессе и Киеве. В Петербурге к ним присоединились Н.Гончарова, Н.Кульбин, М.Ларионов и К.Петров-Водкин. Скульптуру на выставке представляли Г.Глитценштайн, М.Коган, П.Зелманов и сам организатор выставки. Пресса высоко оценила работы Издебского. "Умение схватить сущность духовного лица изображаемого оригинала за ним, - писалось в одной из рецензий, - Это уменье в особенности ценно по легкой и меткой хватке психологической сущности, сжатой и сконцентрированной, по какой-то жадной манере выражать все одним штрихом, одной чертой, создавать намеком историю, легенду, целый рассказ".

Не менее значительной оказалась и выставка "2-го Салона" (Одесса - Николаев - Херсон), открывшаяся через семь месяцев после закрытия первого. На выставке было показано 440 работ художников из России и Германии (Мюнхена) и около шестидесяти произведений Василия Кандинского. (В сущности Издебский и открыл Кандинского для широкой публики). В этом Салоне подчеркивалось главным образом существование новых идей русских художников, исходящих из Парижа, Мюнхена или самой России. В выставке приняли участие приверженцы новых тенденций, которые уже показывались в первом Салоне: Д. Бурлюк, А.Экстер, Н.Кульбин, А.Лентулов. Среди новых художников были Р. Фальк, В. Татлин и Г. Якулов. Особенно важным аспектом этого Салона был каталог - документ, содержащий исследование значения модернизма в различных видах искусства. Однако, Издебский все-таки не смог снискать себе дягилевской славы в качестве импресарио, и в материальном плане Салоны оказались для него убыточными.

Интересы Владимира Издебского не ограничивались только одним видом искусства. Он много читал, в особенности русскую литературу, имел немало друзей среди писателей. Важным для себя считал театр, во всех его формах, от цирка до оперы и Шекспира. В 1910 году он стал одним из основателей маленького импровизированного кабаре в Одессе - "Зеленый попугай". В начале 1913 года он вновь вступил в партнерство - с живописцем Михаилом Гершенфельдом, чтобы создать драматический театр. Новое предприятие также не было успешным и ввергло Издебского в долги. Он покинул Одессу и вернулся в Париж.

Профессиональный скульптор, Владимир Издебский начал экспонировать свои произведения уже с 1898 года. Но первая мировая война и последовавший за ней большевизм нанесли сокрушительные удары по мировоззрению Владимира Издебского и привели к перерыву в его художественной карьере с 1925 года.

В Париже Издебский пустил глубокие корни в среде художественной богемы Монпарнаса и способствовал созданию среди художников и интеллигенции интернациональной среды. Издебский стремился сплотить тех, кто шел по пути авангардных поисков. Главные связи, конечно, были с русской колонией. Друзьями Издебского были скульпторы Архипенко, Бранкузи, Лоренс и Липшиц и живописец Пикассо. В Париже Издебский возобновил дружбу с русскими художниками Экстер и Федером. Он выставлялся в Париже и Лондоне, принимал активное участие в известных ежегодных балах, организованных объединением русских художников. Ему удалось создать студию рисунков для ткани, которая вскоре стала считаться одной из лучших в Париже, но развитие ее было прервано войной. Спасаясь от немецкой оккупации, Издебские в 1940 году уехали из Парижа, а 1941 году поселились в Нью-Йорке.

Владимир Издебский вновь вернулся к творчеству в 1942 году: обратившись к скульптуре, он создал большое количество гипсовых композиций, работая над несколькими темами сразу. Его фигуративные и одновременно отвлеченные от реальности скульптуры - свидетельство удивительно ясного понимания пластической формы. Издебский переделывал также некоторые свои ранние объекты, был полон желания созидать, и это чувство сохранил до самой смерти. Многое из его работ исчезло по причине хрупкости материала, главным образом гипса. Скульптор всегда надеялся на то, что эти легко ломающиеся формы превратятся в твердую бронзу, но оказался в состоянии осуществить литье только одной работы - первой в серии "Птицы". До наших дней дошла лишь малая часть его наследия. Не сохранились и многие произведения 1940-1960-х годов. Только в 2001 году - по заказу Русского музея - были отлиты 20 композиций.

Помимо скульптуры, Издебский, особеннно в последние годы жизни, увлеченно работал как живописец и график. Его рисунки к скульптуре и разработки для текстиля воспринимаются как станковые произведения, а красочные холсты с гипсовыми вставками - пример необычного соединения техники масляной живописи и рельефа. В Лонг-Бич прошли две персональные выставки Издебского, во время открытия второй - 14 августа 1965 года, за 6 дней до смерти, ему было 83 года.

Произведения Владимира Издебского, впервые столь полно представленные на выставке - часть щедрого дара Г.В.Издебской-Причард, дочери скульптора, передавшей Русскому музею около 200 скульптур, рисунков, живописных рельефов своего отца. Выставка Русского музея демонстрирует весь спектр художественного творчества скульптора, живописца и графика, показывая всю глубину и все направления его исканий.

www.museum.ru/N21997
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.05.2019  x    ?  


500 лет Тульскому кремлю. Выставка в Государственном историческом музее

День Петра Великого в Коломенском

Презентация проекта «Мой Достоевский. Музей создается людьми»

Моя жизнь. К 175-летию С.А. Толстой

«Тридцать три звука» на площади у Манежа, С.-Петербург

Работы М. Шагала и К. Малевича вновь на постоянной экспозиции Русского музея в корпусе Бенуа

Программа работы ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Интермузей-2019"

Российской национальной библиотеке - 224 года!

Юдзи Хирацука. Жизнь в эпоху Гэндай

Студия Grame. Звук вокруг

Бахрушинский музей привезет на "Интермузей" четырехметрового носорога

Валерий Пчелин и Игорь Михайленко. Священный лес

Андрей Топунов. Программируемая графика

В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

"Магический хрусталь" в Государственном комплексе "Дворец конгрессов"

Праздничная программа Государственного исторического музея ко Дню защиты детей

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Путями Н.К. Рериха. Псковское ожерелье

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru