НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Возвращение творчества забытого художника. Владимир Издебский

c 21 апреля по 20 июня 2005Санкт-Петербург
Владимир Издебский
21 апреля 2005 года в корпусе Бенуа открылась выставка произведений Владимира Издебского, известного в начале ХХ века своими "салонами", которые проложили дорогу к мировой славе многим русским художникам-новаторам. Издебский был не только умелым импресарио, но и оригинальным скульптором и живописцем. Выставка Русского музея возвращает зрителям творчество художника мирового значения, на многие десятилетия забытого в родной стране. На выставке демонстрируются 34 скульптуры, 13 живописных полотен и 52 графических произведения. Часть композиций представлена в гипсовых и бронзовых вариантах, часть сопровождается графическими эскизами.

Владимир Алексеевич Издебский родился в Киеве 22 мая 1882 года (по старому стилю). У него были аристократические польские корни со стороны родителей отца, поэтому семья, участвовавшая в восстании против царских властей, оказалась в ссылке на Украине. Издебский начал изучать скульптуру с частным преподавателем, еще мальчиком, посещал частную художественную школу в Одессе, а в 1897 году, он стал студентом-скульптором в Обществе изящных искусств в Одессе и уже в 1898 году принимал участие в студенческой выставке двумя скульптурами, "Солон" и "Купидон".

Диплом об окончании школы он получил в 1904 г. Однако, Одесская школа была привержена главным образом передвижникам. Потому представление о современном искусстве Издебский получил в Мюнхене, где бывшие русские студенты, Кандинский, Явленский и Веревкина были частью артистической жизни города. Закончив свое обучение в Одессе, Издебский продолжал жить в доме с матерью и занимался скульптурой. Во время погромов 1905 года, участвовал в помощи раненым и был арестован по политической неблагонадежности. Около года провел в тюрьме, а затем был отправлен в ссылку, и только благодаря усилиям влиятельного друга семьи, ему разрешили уехать на Запад. Познакомившись в Женеве с одним из основателей партии социал-революционеров, Осипом Минором, Издебский вступил в члены партии эсеров. Это членство стало краеугольным камнем его убеждений и открытая приверженность Издебского искусству удвоилась его приверженностью к политике. Переехав в Париж, он сближается с Огюстом Роденом, посещает ряд частных школ.

Издебскому разрешили вернуться в Россию в конце 1908 года. К этому времени у него были связи с русским искусством, он выставлялся в Санкт-Петербурге в 1909 году, в "Салоне Маковского" и в Одессе, а также на Западе, - в Париже и Мюнхене. Работая в 1905-1909 в Мюнхене, Издебский сблизился с кружком Кандинского и стал одним из учредителей "Нового общества художников". Сначала у него появилась идея представить одесской публике последние направления в искусстве, которые начали применять некоторые русские художники того времени, но постепенно планы его трансформировались в интернациональную выставку. Размах ее был беспрецедентным в России и тем более в Одессе. Включение новейших художественных течений было тогда таким новшеством, что во время всего периода подготовки выставки, городские газеты держали публику в состоянии ожидания каждой новой информации.

Выставка была открыта с декабря 1909 года по январь 1910. Было показано свыше 700 произведений ста пятидесяти мастеров от реалистов и импрессионистов до фовистов и кубистов. Русские художники показывались отдельно от европейских. Среди последних были французские художники парижской школы, члены немецкой мюнхенской группы "Новая художественная ассоциация", несколько итальянцев и представителей других национальностей. Показу экспонатов сопутствовали лекции, поясняющие основы современного искусства, литературы, музыки, были даны концерты современной музыки. Затем выставка переехала в Ригу, в Киев, а потом в Петербург. Александр Бенуа приветствовал Салон Издебского за возможность впервые увидеть новейшие течения западного и русского искусства. Противники же Салона (среди них - Илья Репин) были настроены столь яростно, что устраивали публичные скандалы.

Русская секция Салона включала работы приблизительно 120 художников. Представлены были члены общества "Мир искусства", Союза русских художников, а также многие русские художники, жившие за границей. Наиболее положительные отклики получили члены мюнхенской группы: В. Бехтеев, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкина. Отмечались прессой также братья Бурлюки, А.Экстер, А.Лентулов, И.Машков и М.Матюшин. Эти художники показывали свои работы в Одессе и Киеве. В Петербурге к ним присоединились Н.Гончарова, Н.Кульбин, М.Ларионов и К.Петров-Водкин. Скульптуру на выставке представляли Г.Глитценштайн, М.Коган, П.Зелманов и сам организатор выставки. Пресса высоко оценила работы Издебского. "Умение схватить сущность духовного лица изображаемого оригинала за ним, - писалось в одной из рецензий, - Это уменье в особенности ценно по легкой и меткой хватке психологической сущности, сжатой и сконцентрированной, по какой-то жадной манере выражать все одним штрихом, одной чертой, создавать намеком историю, легенду, целый рассказ".

Не менее значительной оказалась и выставка "2-го Салона" (Одесса - Николаев - Херсон), открывшаяся через семь месяцев после закрытия первого. На выставке было показано 440 работ художников из России и Германии (Мюнхена) и около шестидесяти произведений Василия Кандинского. (В сущности Издебский и открыл Кандинского для широкой публики). В этом Салоне подчеркивалось главным образом существование новых идей русских художников, исходящих из Парижа, Мюнхена или самой России. В выставке приняли участие приверженцы новых тенденций, которые уже показывались в первом Салоне: Д. Бурлюк, А.Экстер, Н.Кульбин, А.Лентулов. Среди новых художников были Р. Фальк, В. Татлин и Г. Якулов. Особенно важным аспектом этого Салона был каталог - документ, содержащий исследование значения модернизма в различных видах искусства. Однако, Издебский все-таки не смог снискать себе дягилевской славы в качестве импресарио, и в материальном плане Салоны оказались для него убыточными.

Интересы Владимира Издебского не ограничивались только одним видом искусства. Он много читал, в особенности русскую литературу, имел немало друзей среди писателей. Важным для себя считал театр, во всех его формах, от цирка до оперы и Шекспира. В 1910 году он стал одним из основателей маленького импровизированного кабаре в Одессе - "Зеленый попугай". В начале 1913 года он вновь вступил в партнерство - с живописцем Михаилом Гершенфельдом, чтобы создать драматический театр. Новое предприятие также не было успешным и ввергло Издебского в долги. Он покинул Одессу и вернулся в Париж.

Профессиональный скульптор, Владимир Издебский начал экспонировать свои произведения уже с 1898 года. Но первая мировая война и последовавший за ней большевизм нанесли сокрушительные удары по мировоззрению Владимира Издебского и привели к перерыву в его художественной карьере с 1925 года.

В Париже Издебский пустил глубокие корни в среде художественной богемы Монпарнаса и способствовал созданию среди художников и интеллигенции интернациональной среды. Издебский стремился сплотить тех, кто шел по пути авангардных поисков. Главные связи, конечно, были с русской колонией. Друзьями Издебского были скульпторы Архипенко, Бранкузи, Лоренс и Липшиц и живописец Пикассо. В Париже Издебский возобновил дружбу с русскими художниками Экстер и Федером. Он выставлялся в Париже и Лондоне, принимал активное участие в известных ежегодных балах, организованных объединением русских художников. Ему удалось создать студию рисунков для ткани, которая вскоре стала считаться одной из лучших в Париже, но развитие ее было прервано войной. Спасаясь от немецкой оккупации, Издебские в 1940 году уехали из Парижа, а 1941 году поселились в Нью-Йорке.

Владимир Издебский вновь вернулся к творчеству в 1942 году: обратившись к скульптуре, он создал большое количество гипсовых композиций, работая над несколькими темами сразу. Его фигуративные и одновременно отвлеченные от реальности скульптуры - свидетельство удивительно ясного понимания пластической формы. Издебский переделывал также некоторые свои ранние объекты, был полон желания созидать, и это чувство сохранил до самой смерти. Многое из его работ исчезло по причине хрупкости материала, главным образом гипса. Скульптор всегда надеялся на то, что эти легко ломающиеся формы превратятся в твердую бронзу, но оказался в состоянии осуществить литье только одной работы - первой в серии "Птицы". До наших дней дошла лишь малая часть его наследия. Не сохранились и многие произведения 1940-1960-х годов. Только в 2001 году - по заказу Русского музея - были отлиты 20 композиций.

Помимо скульптуры, Издебский, особеннно в последние годы жизни, увлеченно работал как живописец и график. Его рисунки к скульптуре и разработки для текстиля воспринимаются как станковые произведения, а красочные холсты с гипсовыми вставками - пример необычного соединения техники масляной живописи и рельефа. В Лонг-Бич прошли две персональные выставки Издебского, во время открытия второй - 14 августа 1965 года, за 6 дней до смерти, ему было 83 года.

Произведения Владимира Издебского, впервые столь полно представленные на выставке - часть щедрого дара Г.В.Издебской-Причард, дочери скульптора, передавшей Русскому музею около 200 скульптур, рисунков, живописных рельефов своего отца. Выставка Русского музея демонстрирует весь спектр художественного творчества скульптора, живописца и графика, показывая всю глубину и все направления его исканий.

www.museum.ru/N21997
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.11.2018  x    ?  


Выставка "Модерн: поиски русского стиля" в музее-заповеднике "Царицыно"

В рамках арт-проекта «Метаморфозы бытия» - выставка «Архитектоника пространства»

Шедевры западноевропейской акварели и графики из собрания А.Г. Егорова. Италия, Франция. Испания

Петр Брандт "В Петербурге время блюза". Стихи, проза

Выставка "Русские будни в скульптуре XIX-XX столетий"

Поп-Арт в Петрозаводске

Составлен рейтинг самых популярных библиотек Московского Департамента культуры за 2018 год

Выставка «100 лет Театру Деммени. Впервые в России и Европе»

Семинар Архнадзора на фестивале «Зодчество»

Презентация переиздания сборников "Скифы" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка «От Мартироса Сарьяна до Владимира Мартиросова»

Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018

Проект для незрячих и слабовидящих посетителей «Михайловский замок. История. Архитектура. Легенды»

Возрожденные из пепла. Шедевры Помпей и Геркуланума

Выставка «Театры Урала: диалог со зрителем»

Школа наследия приглашает на встечу с петербургским искусствоведом Николаем Ивановым

Семь красавиц: выставка азербайджанского искусства в Москве

Два парных портрета Якопо Тинторетто из собрания Музея Коррер – Галерей Венецианской академии

Исторический турнир "Моя Россия-Мой город" в выставочном зале г. Кировска

Выставка "Самозащита" в Русском музее фотографии

На Куликово поле приедут ведущие оружиеведы России и Европы

Выставка работ участников V Московского фестиваля «Нить Ариадны» в Культурном центре в Толмачах

Энергетика в плакате в мемориальном зале музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Наблюдающие за самолетами» в Русском музее фотографии

Неаполитанские композиторы при дворе Екатерины II. Джованни Паизиелло и Доменико Чимароза

К Всемирному дню приветствий - более 200 книг об этикете и нормах поведения

Выставка «Реальное искусство» в Музее Серебряного века

Россия живёт дорогами: выставка к юбилею Калининградского музея изобразительных искусств

Выставка «Сны Москвы» в Музее Москвы

"Кружева Куклы": в Калининграде покажут коллекционных кукол и антикварное кружево


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru