С 26 апреля по 30 мая в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме будет рабоать выставка, посвященная 60-летию победы, "Людмила Белова. Игорь Лебедев. Две инсталляции". Избранное.
Открытие 26 апреля в 16.00.
День Победы - это День Памяти о живых и павших. Две инсталляции Людмилы Беловой и Игоря Лебедева посвящены памяти - официальной, государственной, исторической, оперирующей большими событиями и большими цифрами, и личной, избирательной, сохраняющей индивидуальное чувство и индивидуальное переживание.
Инсталляция "Без названия"
В истории нашей страны салютами отмечались первые успехи советской армии на фронтах Великой Отечественной войны. А грандиозный салют Победы над фашистской Германией остался в памяти людей, переживших войну, чувством общей радости. Радости сквозь слезы. Во время войны в СССР погибло более 30 миллионов человек. Многие пропали без вести, их безымянные захоронения по прошествии шестидесяти лет по-прежнему находят группы поиска.
…Увеличенная фотография останков неизвестного солдата, защитника Ленинграда, сделанная во время раскопок на месте боев, помещена в лайт-бокс, светящийся в полумраке зала. Под потолком вспыхивают, застывают и гаснут сполохи Победного салюта, отражаясь в зеркальной пленке на полу. На пленке стоят стаканы с водкой, накрытые ломтями хлеба. Вокруг насыпан песок.
Стаканы с водкой выстроены в четком порядке, как в строю, напоминая о тех миллионах людей, без которых Победа и этот салют были бы невозможны. Звуковой ряд инсталляции - выстрелы и крики "ура", одновременно похожи и на возгласы радости и на призывы к атаке. В зеркальной полосе, идущей по периметру зала, отражаются лица зрителей…
Инсталляция "Избранное"
Инсталляция, располагающаяся в подсобном помещении музея, имитирует кладовку типичной ленинградской коммунальной квартиры. Маленькая комнатка забита старыми вещами - тем хламом, который, как правило, хранят на дачах или на антресолях, который невозможно выбросить, но и непонятно как использовать и который представляет странную и необъяснимую ценность для его владельца. Здесь нет последовательности и хронологии, как в архиве или музее. Здесь время спрессовано и перепутано, как в человеческой памяти, способной сохранять случайные вещи и забывать важные события.
На деревянном пожарном ящике в углу кладовки стоит телевизор. На экране - пожилые люди, неторопливо вспоминающие войну и военное время. Как любые подлинные воспоминания - их рассказы - очень личные, важные в первую очередь для самих рассказчиков. Многие не помнят имен и конкретных дат, и вспоминают только то, что намертво засело в их памяти. В отличие от официальных военных рассказов, здесь на первом плане - не большая история, а индивидуальная человеческая жизнь и индивидуальная память, избирательная и личная.