НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сокровища Арахны

c 4 апреля по 4 мая 2005Удмуртская Республика
Гобелен ''Просторы''
Картина-вышивка ''Дама с собачкой''. Автор: Л.Пойлова
Гобелен ''Натюрморт''
Гобелен ''Древо Жизни''. Автор: Т.Глазова
Гобелен ''Тройка''
С 4 апреля по 4 мая 2005 года Историко-культурный музей-заповедник УР "Иднакар" приглашает посетить выставку "Сокровища Арахны".

На выставке представлены фабричные гобелены и гобелены ручной работы Глазовой Татьяны "Древо жизни", Главатских Марии "Пейзаж", а также картины вышивки Пойловой Людмилы ("Дама с собачкой", "Аленький цветочек", "Цветы в вазе", "Княгиня" и др).

Выставка "Сокровища Арахны" посвящена ткачеству, вышиванию и изготовлению гобеленов.

Большинству достижений современной цивилизации предшествует непрерывная цепь изобретений, начало которой сокрыто в глубокой древности.

Ткачеству предшествовало плетение. Материалом для плетения древним людям служили лубяные волокна, стебли или меховые полоски и даже человеческий волос. Ткачество появилось, когда на смену коротким волокнам и шнурам пришли тонкие длинные нити.

Для прядения надо, чтобы полученные волокна были постоянно натянуты и при этом сплетались в тонкую нить. Так появилось приспособление, которое мы сегодня называем веретено. Изобретение веретена явилось величайшим открытием каменного века.

Прядение стало одним из специфических женских занятий, а веретено - непременной принадлежностью женщины. С течением жизни женщина приобретала навыки, позволявшие ей прясть даже на ходу, например, в дороге или присматривая за скотиной. Древний обычай, предписывавший собравшимся вместе женщинам заниматься рукоделием, дошел вплоть до европейских салонов нового времени. Этот же обычай известен в европейских и русских деревнях, где женщины и девушки вечерами собирались на посиделки, во время которых они не только занимались работой, но и развлекали себя разговорами, песнями и заводили знакомства с молодыми людьми. Так что посещение подобных посиделок приводило не только к выполнению однообразной работы, но и к успешному замужеству. Точно так же и в древней мифологии нить связана с темой человеческой судьбы, а пряха становилась хозяйкой судьбы. Таковы, например, древнегреческие мойры или скандинавские норны, которые определяли судьбу человека, плели нить его жизни и в нужный момент обрывали ее.

Ткачество было изобретением женщины. Лишь начиная со времени более поздних культур, когда наметилось уже обособление ремесла, ткацкое искусство стало достоянием мужчин.

Свою форму ткацкий станок заимствовал у рамы для плетения с ее параллельно расположенными нитями основы, через которые пропускается рабочая нить, или уток. Современные мастерицы используют подобную раму для создания гобеленов.

Гобелен - тканная безворсовая картина (шпалера). Гобеленами декоративные ткани стали называть после того, как в Париже открылась Королевская мануфактура в 1662 г. Мастерская располагалась в квартале Гобеленов - красильщиков тканей, работавших там еще в XV в. Термин "шпалеры" сохранился для названия более ранних ковров, изготовленных в данной технике.

В западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию. Наиболее ранней из сохранившихся до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. Первые шпалеры, как и фрески, создавались по заказу церкви (иногда по личному заказу епископа) на исторические или библейские темы. В Западной Европе в холодных каменных замках шпалеры не только придавали нарядный вид помещениям, но и помогали сохранять там тепло. Изготовление шпалер было делом очень дорогим, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и богатые феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные "шпалерные" мастерские.

Шпалеры заказывались сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединенных общей темой (чаще всего для шпалер использовались библейские и исторические сюжеты, сцены из жизни знатных сеньоров, а также пастухов и пастушек на лоне природы).

С конца XIV века шпалера прочно вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон, стен домов во время торжественных празднеств и процессий, трибун для зрителей на рыцарских турнирах. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей художественного ремесла. Создавались уже не отдельные мастерские, а крупные мануфактуры. Автор-живописец создавал эскиз картона будущей шпалеры, специалист-картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в текстильный материал.

В разное время многие центры шпалерного ткачества оспаривали пальму первенства. В XIV веке ведущим был Париж, затем Аррас. В XV веке - Аррас и Турне. Потом - города в бассейне реки Луары. В XVI веке - Брюссель, Антверпен, Ауденарде - во Фландрии, Феррара и Флоренция в Италии. В XVII - XVIII блистала королевская мануфактура в Париже, в Бове. Лучшими среди европейских мануфактур до конца XVIII века оставались фламандские и французские, каждый центр специализировался на своей технике ткачества. Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Русскому монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить. Что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

Постепенно техника исполнения гобеленов настолько выросла, что тканые ковры стали мало отличаться от картин живописных. Отчасти из-за этого гобелены утратили свое очарование как уникальный вид прикладного искусства. И к XIXвеку шпалерное ткачество приходит в упадок: все чаще повторяются сюжеты, падает техника.

Новый этап в жизни гобеленов возник уже в XX веке, когда Европа открыла для себя оригинальных и самобытных художников Азии, Африки, Латинской Америки.

www.museum.ru/N21713
Ваше мнение »»

»»Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики "Иднакар"
Адрес:Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, 27
Проезд:Автобус "Ижевск-Глазов", поезда: №219 "Казань-Киров"; №153 "Ижевск- Ст.Петербург"; №687 "Ижевск-Яр". По городу: от ж/д и автовокзала - авт. №№ 2, 4 до ост. "ДК "Россия"; авт.№№ 1, 3 до ост. "ГУМ"
Телефоны:(34141) 3-55-33, +7 (912) 443-77-66 (экс. бюро)
сайт:idnakar.glazov.net
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 10.12.2019  x    ?  


Проект "Атлас ВМаяковский" в Музее-мастерской Анны Голубкиной

Выставочный проект "Лабиринты анимации" в 5-й башне Измайловского Кремля

Музыкальные встречи. Федор Шаляпин

Брунов. Путешествие в Византию

Выставка скульптуры "Когда дерево станет камнем" в Мастерской Аникушина

"Руссо-Балт". Первый. Легендарный

Магия кукол. Из коллекции музея «Собрание»

Итоги конкурса «От Красных Ворот до Пятигорска»

Выставка «От серьезного до курьезного» во Всероссийском музее А.С. Пушкина

«Село Степанчиково и его обитатели». Главы из романа

К 95-летию великой балерины. Тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая» в Галерее на Солянке

О Родине, о доблести и славе...

Научная конференция «Музей живописной культуры. Исследования и открытия»

К 100-летию памяти А.К. Булатовича - выставка «Гусар, Путешественник, Монах»

Выставка «Кавказский крест» в Военно-историческом музее, г. Орел

Отказ от трона. Цесаревич Константин Павлович и император Александр I

Знак в честь 115-летия Суворовского музея изготовлен на Санкт-Петербургском монетном дворе

Этнические контакты и их последствия. Встреча в музее Льва Гумилева

Выставка Олега Бородина "Пробуждение природы"

Презентация изданий Института литературы (Краков)

Показ проекта "Туда и обратно" художницы Алины Озеровой

Волшебный мир дерева

За службу и храбрость. К 250-летию учреждения ордена Святого Георгия

Выставка "Ивановский театр. Сохраненные мгновения"

Фестиваль детского творчества «Мой Павловск»

Выставка "Сказочное рождество" в Санкт-Петербургском музее хлеба

Интерактивная выставка «Вот так история!» в Фонтанном Доме

Программа Пушкинского музея на ярмарке Non/Fiction

Выставка «Снежная королева и “глобальное потепление”» в Музее К.А. Федина

«Зимний сад». Художественный проект Крокин галереи

«Кнут и пряник. Как любить ребенка?». Выставка в Толстовском центре на Пятницкой


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru