Говорят, что глаза человека - это зеркало его души. Для художника зеркалом души становятся его картины. Глядя на работы В.С.Успенского, понимаешь, каким замечательным и необычным человеком он был, проникаешься трогательным и мягким светом его души.
В марте-апреле 2005 года в камерных залах музея-усадьбы В.Э.Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея) проходит выставка живописца, графика, педагога Валентина Сергеевича Успенского: "И несбывшееся зовет нас!".
Неслучайно выставка получила такое название, Валентин Сергеевич часто цитировал А.Грина: "И несбывшееся зовет нас. И мы оглядываемся, не понимая откуда прилетел этот зов...", зов юношеских мечтаний, которые не нашли воплощения в реальности; зов романтических грез, зов парусника, стоящего в бухте неизвестной, небывалой страны, на берегу сказочного моря. Этот неуловимый мотив слышен во всех произведениях поэта и романтика В.С.Успенского.
Валентин Сергеевич родился 12 мая 1926 года в учительской семье в городе Юрьевец Ивановской области.
Выпускник Академии художеств В.С.Успенский 1951 году приезжает по распределению в Саратовское художественное училище. Его природное обаяние и артистизм покорили сердца студентов. Он сразу стал неформальным лидером и любимцем своих учеников.
Самому писать удавалось только во время каникул. Более сорока лет он отдал Саратовскому художественному училищу, воспитав не одно поколение известных художников. Среди них, такие как В.Чудин, Б.Давыдов, Е.Яли, П.Маскаев, Л.Никулина, А.Мухина, Н.Решетникова и многие другие.
На выставке представлены работы выполненные Валентином Сергеевичем в разные годы которые условно можно разделить на живописные серии, созданные им в 50-60 - е годы: "Прощание со старой Волгой", "Степной поход", "Кавказ", "Алые паруса". Любая тема, раскрываемая художником, несет на себе дух романтики, свойственный как самой эпохе шестидесятых годов, так и характеру самого художника.
Колесные пароходы, плоты и баржи, старые дебаркадеры оживают на работах, уже в названиях которых "Розовый вечер на Волге", "Отражения в воде", "Грузовой причал" чувствуется свежесть и простор. Безжизненные деревянно-металлические монстры обретают душу, улыбаются всеми оттенками розового, грустят переливами голубого. Аура волжских далей, проток и островков окутывает зрителя, и словно разливается в воздухе насыщенный запах августовской зацветающей Волги.
Не менее значимым периодом в творчестве Успенского была поездка на Кавказ в Кабардино-Балкарию. Высота заснеженных вершин своим величием покорила их. В.С.Успенского привлекает экзотика горных троп, бездонная голубизна озер, загадочность древней полуразрушенной башни.
В серии "Степной поход" художник находит место и для грузовичка, почти незаметного в клубах песчаной пыли "Степная дорога", и для уснувшего в предрассветной степной тиши автомобиля "Утренняя звезда", и для медленно бредущего в колеблющемся от жары воздухе верблюда. Но особо Успенского занимает красота неба, живущего собственной жизнью, бескрайность равнин, ощущение свежести и простора.
"Перламутровый прибой", "Домик Ассоль" в этих работах начинает преобладать декоративность красок, сказочность, атмосфера легенды. Море одушевляется, вступает в диалог с парусником, с молчаливыми рифами, манит одинокую Ассоль в свои безбрежные просторы.
На наш взгляд, экспозиция работ Валентина Успенского служит своеобразным камертоном, по которому современные художники, и особенно молодые авторы могут настраивать свои палитры. И не только: не случайно в экспозицию вошли книги наших известных писателей-шестидесятников, блестяще иллюстрированные Валентином Успенским. Многие из них сейчас несправедливо забыты как "морально устаревшие". Но именно на них воспитывалось не одно поколение юношества, причем не только саратовского. Например, книги В. Мухиной-Петринской вошли в золотой фонд детской литературы, попав в престижную до сих пор серию "Библиотеки приключений и фантастики".
Остров романтики и мечты - выставка Валентина Успенского, продлится до конца апреля 2005 года.
Елена Платонова