11 марта в 17.00 в выставочном зале Новосибирского художественного музея откроется выставка Японской ксилографии (цветной гравюры на дереве) XIX века из собрания Иркутского художественного музея.
На выставке будет представлено примерно половина всей коллекции японской ксилографии Иркутского художественного музея - крупнейшей и бесспорно самой лучшей за Уралом.
Гравюра на дереве известна в Японии с VIII века. В те далекие времена на деревянных досках резались, а затем с них печатались различные иероглифические тексты для буддийских книг. В конце XVI века с возникновением книгопечатания в Японии появилась потребность в ремесле художника, способного придать изданию привлекательный вид. Иллюстрации укрепили и повысили интерес к печатной книге, что привело к увеличению спроса, а это, в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию печати с деревянной доски.
Как самостоятельный вид искусства ксилография стала развиваться c XVII века. В тот момент после бесконечных междоусобных войн произошло объединение разрозненных княжеств в единое централизованное государство и началось интенсивное строительство городов. Старая культура феодальной аристократии уже не могла удовлетворять различные слои городского общества - ремесленников, торговцев, самураев. Потребовались новая идеология - неоконфуцианство с его идеей покорности вышестоящим и новое искусство, способное демократично и правдиво отобразить окружающую действительность. Вскоре такие художественные формы возникли: театр Кабуки, поэзия хайку, городские повести… И - японская гравюра укиёэ (картины изменчивого мира) - уникальное явление изобразительного искусства. Мастера гравюры укиёэ XVII-XIX веков создали тысячи произведений, в которых запечатлели жизнь японского народа, изо дня в день трудились над "энциклопедией в картинках" повседневной жизни Японии.
Во второй половине XIX века в Европе наблюдался подлинный культ японской гравюры, культ, исполненный энтузиазма и благоговения. Бесспорно японская гравюра повлияла на стилистику и мироощущение европейских художников периода импрессионизма, влила свежую струю в творчество многих европейских мастеров, обогатив их новыми представлениями о линии, цвете и композиции.
Процесс изготовления гравюры укиёэ состоял из трех этапов. Сначала художник наносил рисунок композиции на прозрачную бумагу, которую передавал граверу (граверы и печатники ценились в Японии очень высоко). Гравер приклеивал рисунок лицевой стороной к деревянной заготовке и начинал резать углубления по доске, практически уничтожая работу художника. Резчиков было трое: мастер высшей квалификации тобори резал наиболее сложные линии, мастер средней руки добори исполнял более простые контуры, а подмастерье ханкия заготовлял доски продольного распила из японского самшита, вишни или грушевого дерева. Для каждого цвета резалась отдельная доска, а также основной блок для контура. После того как гравер заканчивал свою работу, вырезанную доску передавали печатнику.
Печатник подбирал тона, достигая согласованности и гармонии общего цветового решения. Печатали гравюры на бумаге "васи", приготовленной ручным способом с добавлением коры тутового дерева. С одной стороны бумагу покрывали специальным составом, не позволяющим листу быстро промокать - благодаря этому краски не расплывались. Краски изготовлялись в виде сухого порошка минерального или растительного происхождения, их смешивали с рисовой пастой, которая закрепляла краски и придавала им соответствующие тона.
Печатник наносил краску на увлажненную доску при помощи кистей. Затем накладывал лист бумаги. При печати японцы использовали диск, состоящий из закрученных растительных волокон, пользоваться таким диском было не только легко, но и удобно - в зависимости от нажима на него мастер получал различный тон краски, свободно варьируя цветом, практически рисуя.
Иркутск в XIX веке был самым крупным городом Восточной Сибири, его влияние как губернского города простиралось до Тихого океана. Через Иркутск осуществлялась торговля России с восточными странами, здесь формировались научные экспедиции.
Большую роль в формировании духовной и художественной культуры города сыграл Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества, который как филиал петербургского открылся в Иркутске в 1851 году. Общество не только изучало и исследовало Иркутскую губернию, но интересовалось и близлежащими восточными странами. В 1861 году в Иркутске был открыт Музей Восточно-Сибирского отдела РГО, в котором и была собрана основная часть коллекции японской ксилографии, которая позднее поступила в Иркутский художественный музей.
Выставка проработает в Художественном музее месяц - до 10 апреля.