10 марта 2005 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева открывается выставка "Застывшие навек движения души…", на которой будет экспонироваться скульптура, живопись и графика зарубежных мастеров из собрания Радищевского музея
Это первая выставка Радищевского музея, посвященная коллекции скульптуры. Обычно, скульптура используется в экспозициях и на временных выставках для усиления внимание к живописи или графике. В данной экспозиции избранные графические и живописные работы призваны подчеркнуть достоинства, особенности и характерные черты произведений пластических искусств.
Большая часть представленных работ никогда ранее не выставлялась и не публиковалась. Тем не менее, за каждой из них стоит увлекательный сюжет, связанный с историей создания, бытования до поступления в музей.
Начало формирования коллекции зарубежной скульптуры в Радищевском музее была заложена его основателем - А.П.Боголюбовым. Среди переданных им работ было немало произведений, составляющих гордость музейной коллекции: античная бронзовая статуэтка III - II века до н.э. "Персефона", и итальянские бронзовые статуэтки XVI века "Бахус на бочке" и "Бахус с поднятыми руками", немецкая, французская и итальянская деревянная скульптура XIII - XVII веков.
Коллекция зарубежной скульптуры продолжает пополняться и в наши дни. В настоящее время собрание зарубежной скульптуры охватывает период от античности до начала ХХ века и включает работы не только европейских, но и восточных, африканских мастеров.
Одна из самых ярких и ранних работ в коллекции Радищевского музея - фрагмент античной скульптурной группы конца I века до н.э. - I века н.э. поступившая в 1894 г. в дар от вольского уездного предводителя дворянства графа Анатолия Дмитриевича Нессельроде из усадьбы "Царевщина" Саратовской губернии. Работа была записана в инвентаре как "Обломок античной мраморной статуи, найденной при раскопках Римского Форума". По повороту головы, направлению мышц торса, движению рук наиболее близкой аналогией кажется сюжет "Рождение Эрихтония". Эрихтоний - мифический царь Афин, сын Гефеста и Геи, воспитанный Афиной. Ему приписывают введение в Аттике культа Афины, учреждение панафинейских празднеств, постройку Эрихтейона - храма Афине и Посейдону на Афинском Акрополе. Также, традиция считает Эрихтония изобретателем квадриги, за что он после смерти был превращен в созвездие Возничего. По одной из версий мифа об основании Афин, Эрихтоний был судьей в споре Афины и Посейдона из-за власти над Аттикой.
Поистине уникальным произведением можно считать горельеф "Апостол Марк", который представляет собой не законченную работу, а превосходный по качеству эскиз (итал. - bozzetto). Изучение терракотовых боцетти тем более важно, что в XVII в. установилась совершенно определенная практика при исполнении скульптурных произведений. Чаще всего скульптор собственноручно исполнял только эскиз. Перевод его в материал, мрамор или бронзу осуществлялся его учениками и помощниками. Отсюда понятно то большое значение боцетти для скульптуры барокко, и стремление крупных коллекционеров XVI - XVII веков приобретать именно эти под-линные авторские произведения.
На выставке посетители смогут познакомиться с произведениями, выполненны-ми из различных скульптурных материалов: глины, дерева, мрамора, бронзы, кости; их особенностями и возможностями в создании художественного образа. Также будут представлены основные жанры скульптуры: портрет, анималистический жанр, библейские и мифологические сюжеты, а также основные этапы создания скульптурного произведения - от эскиза и модели до законченного произведения в бронзе или мраморе.
Более подробную информацию о произведениях, представленных на выставке, вы сможете получить из буклетов и аннотированных открыток, которые будут сопровождать выставку.