НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Музей Людвига в Русском музее

25 марта 2006Санкт-Петербург
Музей Людвига в Русском музее
118 произведений современного искусства (в том числе и российских художников) были переданы супругами Иреной и Петером Людвиг в дар Русскому музею и заняли в нем почетное место. "Музей в музее" - принципиально новое явление, по-иному раскрывающее возможности экспозиционной практики и открывающее зрителю не знакомые ему прежде аспекты контекстуального восприятия искусства.

Доктор Петер Людвиг (Peter Ludwig, 1927-1996) - крупнейший коллекционер современности и профессиональный историк искусства. Начало его собранию было положено в пятидесятые годы. Отношение к искусству разных времен и стран как к значительным звеньям единого художественного процесса сделали коллекцию Петера Людвига собранием музейного уровня не только по значению вещей, но и по системе их подбора.

Благодаря коллекции Людвига, зритель может познакомиться со многими тенденциями современного искусства. Свое осознается лишь в контексте, и мысль Достоевского о том, что русский становится окончательно русским, лишь осознав себя вполне европейцем, по отношению к искусству ныне более чем актуальна.

Новая экспозиция представляет коллекцию и как интерпретацию в искусстве принципиальных аспектов мировосприятия ушедшего столетия, и как различные способы видения их художниками: "Неслыханные перемены, Невиданные мятежи", - писал о ХХ веке Александр Блок. Кровавые: революции, две мировых войны, тоталитарные режимы, террор. Но и новое знание, и прорыв в космос, и крушения тираний.

В искусстве ХХ столетия человек показан решительно иным, чем прежде, но раскрывается это через изображение внешнего, раскрывается языком непривычным и сложным. Тема первого зала - "Люди в искусстве: антропология ХХ века". "Большие головы" Пабло Пикассо 1969 года (своего рода вариация художника по мотивам собственных былых откровений - в 1907 его холст "Авиньонские девицы" стал "порталом" в новое искусство) открывают мир иных, непривычных кодов, которыми новое искусство говорит и о мифологии бытия, и об опасных тайнах подсознания.

Человек - и бездушный слепок, и подобие античного обезличенного божества (Дж.Сегал), и тягостные видения искалеченной тоталитарным режимом судьбы, синтезированные, однако, с выходом в новое духовное пространство (В.Янкилевский), и мутант, человек будущего (Дж.Боровски).

II-й зал посвящен проблеме "общество-личность", "коллективному бессознательному". "Портреты" Г.Рихтера, демонстрирующие не столько самих персонажей, сколько имперсональное представление об известных людях в коллективной памяти, иероглифы усредненных человеческих фигур (Г.Брускин), безликая однородная людская масса - угрюмое представление каждого о себе и всех (Р.Артшвангер).

Искусство для искусства, творчество, замкнутое на себя, остающееся в собственном пространстве, - основной мотив III-го и IV-го залов. От концептуальной инсталляции И.Кабакова "Сад", где сочетаются изображение и текст и где доминирует именно процесс восприятия художественно преобразованной информации, сам становящийся эстетическим явлением, к работам представителей поп-арта, среди которых "Руины" Р.Лихтенштейна - "изображение изображения", имитация комиксов, и вообще образов гиперболизированного усредненного "массового" вкуса.

V-ый зал - пространство пассеистического мифа, к которому наивно тянется встревоженное сознание ХХ столетия. "Женщина-зверь" - ранняя скульптура известнейшего мастера Новейшего искусства Й.Бойса - сочетает брутальную фантазию с тонко эстетизированной традицией, синтезируя мифологический образ с современным тревожным восприятием жизни. Мир фантастики, в котором неясное настоящее вбирает в себя истоки мифологизированной памяти, пронизывает и работу М. Люпертца, и трагически напряженную живопись А.Кифера.

"Вся история искусства есть история типов визуального восприятия" (Герберт Рид). Именно способом видения посвящены VI-ой и VII-ой залы. ХХ век характерен сосуществованием противоположных пластических систем. Гиперреализм, по сути имитирующий фотографию (другие названия: "суперреализм", "холодный реализм", "резкофокусный реализм"), представлен, в частности, характернейшей работой Ральфа Гоингса "Закусочная": нейтральная точность изображения создает ощущение предсказуемой, достоверной, избавленной от приблизительности среды, где соединяется рекламный блеск с иллюзорной обыденностью. Внешние приемы гиперреализма угадываются и в картине Э.Булатова "Тающие облака", хотя здесь, несомненно, присутствует поэтическая метафоричность и диалог с традиционным жизнеподобием "советского пейзажа". Другой - и наиболее мощный стилистический полюс искусства ХХ века - абстракция - представлен программной работой классика поздней беспредметной живописи Дж.Джонса, картиной - исследованием природы языка абстракции М. Книзака, панно - рефлексией на тему "абстрактное-декоративное" К.Виола.

Последние два зала - VIII-ой и IХ-ый - включают в себя сложный веер современных тенденций. Работа М.Пистолетто "Стена" являет и объект, с изысканной и вместе нарочито грубой фактурой, и зеркало, "сквозь которое", зритель, видя собственное отражение, "входит" в создание художника и становится его частью.

Объемная имитация предмета в реальной среде (К. Ольденбург), синтез коллажа "пластических цитат" наконец, произведения, стремящиеся утвердить новые "иконы" современного мира - от иронизирующей эстетизации китча (Дж.Кунс) до брутально - изысканной "ню" И.Чуйкова, где традиционный мотив реализуется в виде брутального, эффектного по цвету и фактуре мотива.

Искусство становится - особенно в ХХ веке - своего рода эмоциональным и интеллектуальным амортизатором между реальностью и человеческим сознанием. Взгляд человека на самого себя изнутри определил изображение не видимого, но ощущаемого, самоидентификацию не через подобие облика, но через визуализированное переживание.

Провозглашенный в начале ХХ века тезис Макса Жакоба "Значение произведения искусства - в нем самом, а не в предполагаемых сравнениях с реальностью" во многом оказался пророческим.

В настоящий момент первоначальная коллекция Людвига обогатилась рядом новых произведений, как приобретенных специально для музея фондом Людвига, так и подаренных коллекционерами (М.Гельман, фонд Д.Ротшильд и др.) и художниками, чьи выставки состоялись в рамках проекта "Музей Людвига в Русском музее".

Экспозиция "Музея Людвига" впервые размещена на двух этажах. В первом - своеобразном экспозиционном прологе - произведения, вводящие зрителя в мир искусства ХХ века, расположены внутри информационной зоны с мультимедийным оборудованием. Здесь посетитель может узнать об интернациональной сети музеев Людвига, о коллекции, переданной в дар Русскому музею и истории ее экспонирования.

www.museum.ru/N21071
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


День исторического и культурного наследия в Мультимедиа Арт Музее, Москва

«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Библиодень в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Сергей Цигаль. Графика

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru