Выход в свет первого том полного академического каталога Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева , посвященного русской коллекции одного из лучших музейных собраний России, является серьезным научным и культурным событием. Каталог содержит описание более тысячи произведений русских живописцев XVIII-XX веков. Введение в научный оборот ранее недоступных широкому кругу работ открывает новые возможности в изучении творчества художников и помогает в решении столь актуальной сегодня проблемы атрибуции.
"Русская живопись XVIII - начала XX века". Полный академический каталог. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева , М.: Трилистник, 2004. Переплет, 215 х 275, 560 с., 1051 ил. ISBN 5-89480-077-3
Основателем Саратовского художественного музея, возникшего 29 июня 1885 года, был художник Алексей Петрович Боголюбов. Внук писателя и философа А.Н. Радищева, он стремился не только увековечить имя своего знаменитого дела, но и продолжить его просветительскую миссию "возвысить образовательное дело юношества".
Коллекция А.П. Боголюбова, составленная благодаря дружеским связям с современными - русскими и иностранными - живописцами представляла собой любительское собрание. Но после принятия решения передать собрание Саратову коллекционерская деятельность Боголюбова приобрела более осмысленный и целенаправленный характер. В итоге, весной 1885 года из Парижа, где постоянно жил художник, в Саратов прибыли 52 картины русских художников (преимущественно работы его младших современников - Айвазовского, Шишкина, Крамского, Васильева, бр. Маковских), а также 118 живописных произведений самого художника-мариниста. Именно они и стали основой будущей коллекции музея.
В дальнейшем любительское собрание пополнялось за счет частных пожертвований и постепенно его хронологические рамки расширились до XVIII - первой половины XIX века. С 1904 года руководство музея активизировало собирательскую деятельность, однако наиболее значительный рост собрания пришелся на первые послереволюционные годы, когда в Саратов прибыли работы русских художников из Национального музейного фонда, а в середине 1920-х - из разукрупняемых столичных музеев (ГРМ в 1928, ГТГ в 1928-1932, а также из ГМИИ, вместе с полотнами западных мастеров).
В каталог, подготовка которого длилась многие годы, вошли все 1051 произведений русских художников, хранящиеся в собрании музея.