В Серии "Библиотека коллекционера" издательства "Трилистник" вышла книга Варвары Ракиной "Живописец Николай Аргунов".
Книга ведущего специалиста в области русского искусства, сотрудника музея-усадьбы "Останкино", В.А.Ракиной посвящена одному из интереснейших русских портретистов рубежа XVIII-XIX веков, представителю знаменитой творческой династии Аргуновых.
В творчестве Николая Аргунова оказались представлены все разновидности портретного жанра - от парадного и костюмированного до интимно-камерного. Разнообразен был и круг изображаемых: крестьяне, дети, купцы, вельможи и даже император. Но лучшие моменты творчества художника были связаны с известными портретами Параши Жемчуговой - крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева.
Обширный исторический материал, привлечение ранее неизвестных данных о судьбе Н.И. Аргунова, в сочетании с увлекательной манерой изложения, выгодно отличает книгу о художнике. А справочный аппарат, включающий полный иллюстрированный каталог произведений живописца, делает первую монографию о нем серьезным академическим изданием.
М.: Трилистник, 2004. Переплет, 210 x 240, 176 с., 146 ил. ISBN 5-89480-079-Х.
Книга издана при финансовой поддержке группы компаний VERYSELL
Фигура портретиста Николая Аргунова (1771- после 1829) уже два столетия выступает на периферии славы его отца Ивана Аргунова (1729-1802), с именем которого в русской живописи связано становление интимного, камерного портрета. Иван Петрович Аргунов, происходящий из семьи художников и архитекторов Аргуновых, крепостных графов Шереметевых, был учителем своих сыновей; двое из них - Николай и Яков (о творчестве последнего почти ничего не известно) стали живописцами, а Павел - архитектором.
Судьба распрядилась так, что творческий облик всех Аргуновых неизменно сопровождался эпитетом "крепостной художник", с некоторым снисходительно-уничижительным оттенком. Тем не менее и Иван Аргунов, ставший одним из основоположников портретного жанра в России, и его сын Николай, вошли в историю русского искусства. Николай Аргунов стал свободным лишь в 1816 году, а в 1818 даже получил звание академика живописи. В его творчестве оказались представлены все разновидности портретного жанра - от парадного или костюмированного до интимно-камерного. Разнообразен был и круг изображаемых: крестьяне, дети, купцы, вельможи и даже император. Но лучшие моменты творчества Аргунова связаны с портретными изображениями П.И. Ковалевой-Жемчуговой, крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева.