Всё большую популярность у жителей города и его гостей завоёвывают праздники, проводимые в музее.
Термин "музейный праздник" появился в музееведческой литературе сравнительно недавно, это "комплексная форма культурно-образовательной деятельности, в структуру которой включаются элементы театрального представления, экскурсии, тематического вечера и др., объединённые единой темой". А ещё праздник - это день, который протекает необычно; день радости, развлечений и обучения. А раз музейный - значит, с обязательным использованием музейных предметов, экспозиций, с активным участием, как сотрудников, так и посетителей.
Ребёнок младшего школьного возраста постигает окружающий мир через чувства, а самое сильное воздействие на чувства оказывает мир непознанный, неизвестный, который представлен в музее. И чем раньше и чаще ребёнок будет знакомиться с этим миром, тем разностороннее и быстрее будет формироваться его личность. Для нас крайне важно, чтобы эта личность являлась патриотом своей Родины. В этом отношении музей, как ни одно другое учреждение, незаменим в формировании гражданина.
А поскольку ребёнку свойственно воспринимать мир через игру, то в последнее время в Российских музеях, праздник, как форма подачи музейного материала, приобретает всё большую популярность.
Значительное место отводится праздникам, выстроенным по народному календарю, с их обычаями и обрядами, приуроченными к торжественным датам.
В нашем Детском Музейном центре вот уже несколько лет проводятся подобные праздники. Расширяется их тематика, используются различные формы и приёмы.
Идея создания целой программы календарных праздников, появилась, после ставших весьма популярными празднований Масленицы и Пасхи в музее. Огромную помощь в проведении этих мероприятий, нам оказывает колледж Культуры. В проведении праздников мы широко используем экспозиции "Русский дом", "Весёлая ярмарка", "Мир былины", трактир и видеозал, где, перед практической частью праздника, мы, по примеру коллег-музейщиков, предлагаем фрагменты учебных фильмов и слайдпрограмм из цикла "Народные календарные праздники".
Совсем скоро в ДМЦ зазвучат масленичные заигрыши, и весёлый праздник, разделяющий в календаре зиму и весну, расскажет о забавных обрядах каждого особого дня масляной недели.
Праздник Светлой Пасхи встречает гостей колокольным перезвоном! Начинается представление кукольного театра с легендой о Марии Магдалине и римском императоре Тиберии, и рассказом о том, как появилось первое Красное Пасхальное яйцо - символ Пасхи.
Все яркие моменты праздника дети с удовольствием обыгрывают-и пасхальные приметы объясняют, и песни поют и на расписных качелях катаются, и конечно - же с удовольствием катают с горки Пасхальные яйца и пьют чай с ароматными куличами!
И вот шумная весна заканчивается, начинается период летних каникул. Расширить программу посещения ДМЦ летними лагерями мы решили, предлагая в каникулы больше новых игровых занятий и конечно, проведением праздников. А поскольку народный календарь летними праздниками богат, то мы разработали целый цикл "от Троицы до Спаса", где вспоминаем основные обряды и поверья, объединив его названием "Мы берёзку наряжали".
Белая берёзка выступает своеобразным символом России, с ней связан главный весенне-летний праздник. С момента введения на Руси Христианства, он приурочивается к Троице. Последняя, седьмая неделя Пасхи приходится на так называемые зелёные Святки. Именно этот краткий период характеризуется самым богатым циклом песен, игр, хороводов и предсказаний. А поскольку возле нашего ДМЦ расположен замечательный парк "Липки", мы облюбовали там красивую полянку и после программы в Палатах, дети с удовольствием наряжают белоствольную красавицу и произносят добрые слова-пожелания.
Листая народный календарь, мы переходим к самым ярким, всеми любимым Новогодним и Рождественским праздникам.
В разнообразии форм и приёмов проведения праздничных мероприятий огромную помощь нам оказывает общение с коллегами из различных музеев, участие в семинарах и стажировках. Так стажировка в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга, открыла множество новых тем музейных мероприятий, которые мы начинаем разрабатывать в этом году, применительно к нашим экспозициям. (Это цикл занятий под названием "В музей за сказкой", где "оживляя" сюжеты сказок, мифов и легенд, дети становятся участниками тех или иных исторических событий, и через игру знакомятся с музейными предметами и интерьерами различных экспозиций ДМЦ). Весьма полезным является и опыт Петербургских коллег в работе с одиночными посетителями. Некоторые моменты программы Выходного Дня мы намерены использовать в Детском Центре. (Мы уже занимаемся разработкой увлекательных путеводителей, в которых, возможно, будут странички со "Счастливыми (бесплатными) билетами". А так же планируем предложить одну из праздничных программ в выходной день для одиночных посетителей).
А поездка в Тимирязевский музей, на Фестиваль Увлекательной биологии, подарила нам идею перенести саму необычную форму фестиваля в наши экспозиции. По такому принципу мы провели празднование Дня защиты детей.
Дети получили приглашение в музей на Бал к фее истории Клио. Музей, предстал пред ними великолепным Дворцовым залом. Наши маленькие экскурсанты вошли в торжественном полонезе. И, словно окунувшись в далёкую, красивую эпоху мира дворянских усадеб, оказались на самом настоящем детском бале, со свойственной ему весёлостью и непринуждённостью. Разучив детскую пьесу и задорную бальную Полечку, дети получили приглашение феи Клио, прогуляться по дворцу муз, а чтобы не потеряться в многочисленных залах, каждой группе раздали маршрутные листы с заданиями, выполнить которые можно, посетив определённые экспозиции. Все сотрудники ДЦ одновременно работали в разных залах. Занятия проходили по 10 минут, где дети знакомились с экспозициями, участвовали в викторинах и за правильные ответы, конечно же получали подарки.
Так, в Старорусской школе, каждый получил на память как частичку истории, маленький кусочек бересты. Мы видели, с каким восторгом дети после занятий показывали друг другу необычный материал для письма, с гордо нацарапанными писалом именами!
"Каменный век" подарил юным археологам необычные фрагменты камушков (которые сотрудники музея приготовили заранее). Наверняка такие "сувениры" ещё долго будут храниться дома, а соприкосновение с тайной истории и путешествие в необычный дворец, побудят маленьких посетителей вернуться в музей снова.
Музейные праздники предусмотрены нами и при составлении "Развивающей программы для "проблемных" детей", детей-инвалидов
Школа-интернат № 4 занимается с нами по программе "Народный календарь " уже 2-ой год. Мы планируем адаптировать сценарии праздников и для других категорий детей "с ограниченными возможностями".
В последнее время большой популярностью среди школ города пользуются так называемые "Дни Именинника" в музее. Для младшего школьника очень важен переход на новый возрастной уровень. И если отметить этот значительный в жизни каждого человека день, в лучших русских традициях, то он на долго останется в памяти, а возможно станет частью его идентичности. И если поначалу у нас существовали 4 сценария Дня Именинника, каждый из которых соответствовал определённому времени года, то когда те же классы стали подавать заявки на следующий год, возникла необходимость в создании новых вариантов сценариев.
Задача музейного сотрудника - зародить искру потребности приходить в музей постоянно. Разнообразие тематики помогает породить устойчивый интерес.
Научный сотрудник Детского музейного центра А. Варич
www.museum.vladimir.ru