НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Какие художники стали центром внимания выставки "Русский Мюнхен"?

17 января 2005Москва
Кандинский В. В. Композиция 7. 1913
Мюнтер Г. Интерьер с двумя картинами
Добужинский М. В. Автопортрет. Этюд 1900-1901
Браз О. Э. Портрет художника Сергея Васильевича Иванова. 1903
Рассказывают сотрудники Третьяковской галереи Мария Валяева и Ольга Атрощенко. В организации выставки "Русский Мюнхен" была некоторая экспромтная часть, но в целом подготовка была тщательной, работа была проделана очень большая. Эта выставка продолжает изучение интернациональных художественных связей, данная тема показывает развитие отношений России и Германии. Учащихся в Мюнхене были десятки и все имена их очень значительны в истории искусств. О "Синем всаднике" много сказано, и выставка предлагает обратиться непосредственно к работам, а не к их литературной интерпретации. Перед организаторами стал вопрос: как структурировать материал, как его подать, чтобы зрители смогли понять систему и связи, которыми определяется понятие "Русский Мюнхен"? Так были сформированы несколько разделов выставки, условно их можно обозначить: "экспоненты", "ученики", "Синий всадник".

Первый раздел показывает истоки русско-мюнхенских отношений, здесь представлены русские экспоненты мюнхенских выставок XIX в. Российские работы выставлялись среди не менее талантливых произведений художников других стран. Они показали себя очень достойно, что было отмечено современниками, признанием жюри (медалями первой и второй степени), прессой, упоминанием в письмах. Картины русских мастеров произвели сильное впечатление на немецкую общественность, критику, журналистику. Можно сказать, что работы стали сенсацией. На мюнхенских выставках произведения художников разделялись по странам, по многим отзывам лучшим был русский отдел. Часть художников была принята в члены мюнхенского Сецессиона, что достаточно редко случалось с зарубежными участниками. Некоторые мастера провели даже персональные выставки в Мюнхене - Борисов-Мусатов, Рерих, Маневич. Этот успех дал российским мастерам энергию к дальнейшему развитию, уверенность в собственных силах и в правильности творческого пути. В результате чего были организованы объединения "Мир искусства" и далее "Союз русских художников". Первый зал показывает "классическое искусство", далее зритель может проследить зарождение и расцвет новаторских форм в живописи.

Из произведений привезенных из других музеев, следует отметить живописный "Автопортрет" Добужинского из Русского музея. Это достаточно редкая работа для художника-графика. Она относится к мюнхенскому периоду, когда художник учился в школе Ашбе. Но летом он выезжал на пленэр в Венгрию со студией Холлоши. Добужинский считал, что это необходимо, так как работа над рисунком в школе Ашбе сковывала его. "Автопортрет" показывает неординарное, свободное решение этого традиционного жанра. В работе можно увидеть экспрессивные черты, в то время как палитра цветов типична для Добужинского.

Браз в свое время учился в Германии в школе Холлоши и некое родство с мюнхенской школой можно увидеть и в работах, которые позже выполнены в России. В "Портрете Иванова" есть определенная экспрессия, необычный ракурс, эмоции. Для достижения своей цели художник использует приемы тягучего мазка.

Для русских художников было очень важно нащупать свою индивидуальность не только на базе тех знаний, которые давала Академия художеств. Но и оценить свое творчество в общеевропейском масштабе. Огромное количество частных студий в Мюнхене, в Париже в Берлине предоставляли всем желающим за очень небольшую плату работать над рисунком с модели, в то время как в России для этого было необходимо поступить в Академию. Известны случаи, когда художники приглашали натурщицу на разовое позирование, но работать над моделью постоянно на Родине было недоступно. Механизм роста мастерства в мюнхенской частной студии сложно объяснить. Для одних художников свободная педагогическая манера была толчком к быстрому значительному прогрессу в собственной манере. Другие художники могли годами работать рядом с ними и оставаться с теми же успехами, с которыми они приступили к учебе.

В основном зале центральное положение занимают произведения "Синего всадника". Учеников мюнхенских школ было достаточно много. Тех, кто обрел собственный творческий путь, было значительно меньше. Здесь особо следует выделить Кандинского, который организовал свою школу, устраивал выставки, вел литературную работу, создал объединение. Для того чтобы на выставке прозвучали шедевры Кандинского в полную силу, Третьяковская галерея отказалась от нескольких зарубежных предложений. В объединение "Синий всадник" входили не только те художники, которые причастны к выпуску альманаха. В выставках объединения принимали участие не только такие привычные имена как Кандинский, Мюнтер, Явленский, Веревкина, но и Бурлюки, Ларионов, Гончарова и многие художники из Франции и Германии, а так же участники группы "Мост" - Кирхнер, Нольде. Но выставочный зал не позволяет выставить всех художников, необходимо ставить акценты.

Самое сложное в любой теме - подведение итогов. Какие же результаты такого значимого русско-мюнхенского сотрудничества? Работа русских художников в Мюнхене помогла каждому из них определить свой собственный, индивидуальный творческий путь. Стилевая разобщенность художников "Русского Мюнхена" становится их общей особенностью. Вопросы поиска собственного "я" в художественной среде всегда актуальны. В данном случае они решены на примере русско-мюнхенских отношений, как видится, вполне убедительно.

www.museum.ru/N20595
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 21.05.2025  x    ?  


Ко дню основания Санкт-Петербурга. Фестиваль «Прогулки по Коломне»

Выставка «Шолохов. С любовью к миру, Отечеству, людям»

120-летие со дня рождения М.А. Шолохова

К 120-летию Михаила Шолохова. Выставка «Он сражался за Родину» в Музее Победы

К юбилею Иосифа Бродского: кураторский перформанс и "открытый микрофон" в саду Фонтанного Дома

"Галерея не лиц, но личностей" - русские писатели в изображении художника Ивана Пархоменко

Выставка "Святая Русь и Честный Дон" в Российской национальной библиотеке

Выставка Музея Победы «Окна сатиры» в Испании

Сорок пять сорок пятого. Искусство радости

Выставка «Улица» Дениса Раудсеппа в Томском областном художественном музее

Африка в Музее Востока

Эрмитажные мгновения – 2025

Выставка "Дагестан: былинный и земной" в Музее современной истории России

Димитри Зоэллен. 713 жизней Чарли

Евгений Тыкоцкий. Встречи и расставания

Выставка «Россия. Дон. Шолохов» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Конференция «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы»

Шмаров Михаил. Мастер Петровской глиняной игрушки

Вышел в свет новый номер журнала «Мир Шолохова»

Это всего лишь тайна. Вокруг Елены Суровцевой

В рамках фестиваля «Иное/Наивное». Выставка «Казанский наив»

Человек. Ближний круг вещей и пространство

Бестиарий 2025. Ежегодная выставка работ современных художников-анималистов в Дарвиновском музее

Александр Башлачев. Часовой всех времен

Выставка «Жизнь замечательных собак» в Русском музее

Мой мир. Керамика Ирины Черновой

Историко-просветительская конференция "Актуальность Суворовского наследия в Год защитника Отечества"

Глазами Веры

"Комната сказок" Детского музыкального театра имени Н.И. Сац

К юбилею художника. Выставка «Георгий Постников. 75» в Музее Достоевского

Суровый стиль Петра Оссовского. К 100-летию художника

Выставка «Отпечатки» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru