На портале "Музеи России" наибольшая активность приходится на художественные выставки живописи, графики и предметов декоративно прикладного искусства. Выставки фотографий проходят на их фоне как бы на втором плане. Для нас было неожиданно, что статью о фотовыставке "Внутреннее пространство войны. Блокада Ленинграда" Московского музея современного искусства
http://www.museum.ru/N16287 просмотрело огромное количество человек. Это событие оказалось на втором месте по популярности у посетителей портала в 2004 г. Мы решили еще раз обратиться к данной теме и разобраться, почему выставка фотографий военного периода оказалась такой актуальной для зрителя.
Об этом нам рассказал Евгений Яковлевич Березнер, заместитель директора Московского музея современного искусства по фото и мультимедийным проектам. С самого начала хотелось бы узнать, а предполагали ли устроители выставки интерес публики к теме Блокады Ленинграда. Порою мероприятия, посвященные Великой отечественной войне, носят отчасти формальный характер, но данная выставка иного плана. Она была посвящена не военным достижениям, а жизни обычного населения во время войны. Поэтому выставка была интересна не только участникам военных действий, а всем людям, которых затронула Великая отечественная война. Каждое музейное мероприятие имеет предположительный средний уровень посещаемости. Выставка "Внутреннее пространство войны. Блокада Ленинграда" превзошла этот уровень во много раз. Как же это объяснить?
Выставка посвящена 60-летию полного снятия Блокады с Ленинграда. Это не какое-то рядовое событие Великой отечественной войны, оно унесло жизни по разным сведениям от 700 тысяч до 1,5 миллиона мирных жителей. Обычные люди, такие как мы, которые до 21 июня 1941 года жили нормальной жизнью, 22 июня попали в сущий ад. Представьте себе 125 г. черного хлеба в день и больше никаких продуктов на протяжении 5 месяцев - эти страшные факты говорят сами за себя. Пафос выставки заключается в том, чтобы показать город изнутри, что отображает название - "Внутреннее пространство войны", не боевые действия, не солдаты, которые сходятся на поле брани. Герои выставки - городские жители самых разных профессий, разного возраста, мужчины и женщины. Все они попали в кольцо Блокады и не имели шансов выжить, многие действительно не выжили.
Последнее время, несмотря на мирную обстановку, угроза человеческой жизни значительно увеличилась в результате террористических действий. Житель любого города, выходя из дома, никогда не знает наверняка, вернется ли он домой. Тема насилия в наше время вновь актуальна. Выставка не решает политические задачи, она обращена к обычному человеку, его месту во время войны.
Необходимо отметить еще один аспект. В нашей новейшей истории был период, который длился более 10 лет, когда интерес к России советского периода, в том числе и интерес к Великой отечественной войне, почти полностью был утрачен. Это объясняется радикальными политическими изменениями, тотальным отрицанием всего советского периода истории. Есть множество вопросов к ведению военных действий, к организации работы в тылу, к жесткому идеологическому давлению. Война коснулась каждую семью в России, сменилось много поколений, но воспоминания о событиях 1941-45 года еще живы. Выставка посвящена Блокаде Ленинграда. Этот один из красивейших и высококультурных городов мира, который по немецким планам предполагалось снести с лица земли, он выжил ценой огромных жертв.
То, что выставка вызовет интерес у зрителей, устроители не сомневались, но был больший расчет на посещаемость людей старшего возраста - от 50 лет и старше. На выставке было столько же молодежи, сколько и пожилых людей. В музей приходили люди всей семьей: школьники, родители, бабушки и дедушки, что не характерно для других выставок.
Все представленные фотографии были взяты из одного источника - Центрального государственного архива кино-фото-фоно документов г. Санкт-Петербурга. Директор архива А.А.Головина сама пережила Блокаду, находится в почтенном возрасте, но продолжает работать. На протяжении длительного периода советского времени все свои материалы фотожурналисты обязаны были сдавать, они не являлись владельцами собственных снимков. Отступить от этого правила в военное время было совершенно невозможно, так как все корреспонденты находились на военной службе. Далее к материалам предъявлялись жесткие требования цензуры, публиковать можно было далеко не все. Многие кадры, где показаны результаты бомбежки, передана гибель мирного населения, не придавались огласке, они были засекречены. Гриф секретности с них был снят на рубеже 1980-90 гг., но в это время материалы оказались невостребованы. В 2004 г. эти фотографии впервые показаны широкой публике. Были представлены и широкоизвестные снимки, которые часто мелькали в прессе, но отчасти потеряли остроту. Прошло время, изменились люди, и прежние кадры обрели новое звучание. Фотографии сопровождались цитатами из текстов того времени, что еще больше обозначило человеческий фактор всего происходящего. Выставка затрагивает такие струны душевных переживаний, которые порою не звучат в повседневной жизни - струны исторической памяти.
Для кого-то покажется странным, что художественный музей обратился к фотографии. Во всем мире фотохудожники выступают наравне с живописцами и графиками. Музей современного искусства придерживается такого же порядка вещей. У него есть специальный отдел, который занимается фотоматериалами. 60-летие снятия Блокады отмечалось очень широко. Было достаточно много сообщений в прессе, по телевидению, в Санкт-Петербурге прошло несколько выставок. В Москве выставка на эту тему была одна, музей сам проявил инициативу и посчитал, что такая выставка необходима, без каких-либо рекомендаций и напоминаний. Выставку открывали Ю.М.Лужков и З.К. Церетели точно 27 января, именно эта дата считается официальным снятием Блокады.
Каковы же итоги? Военная тема волнует зрителя, музей и в дальнейшем планирует освещать эту тему. Данная выставка уже однажды показывалась за рубежом в Братиславе на международном фестивале фотографий. Есть интерес и у зарубежного зрителя, возможно, она еще будет показана за пределами России.
Выставка была организована по инициативе директора Московского музея современного искусства Церетели З.К. Кураторами выставки были зам. директора ММСИ Березнер Е.Я., ведущие научные сотрудники отдела фотографических и мультимедийных проектов музея Чмырева И.Ю. и Тарасова Н.П. (Трегуб Н.И.)