С 3 декабря по 10 января в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге проходит выставка "Брюки. Штаны. Порты". Более шестидесяти экспонатов из фондов музея демонстрируют особенности бытования этого элемента костюма в традиционной культуре балтских, финно-угорских и тюркских народов, проживающих на территории Северо-Запада Российской Федерации и Поволжья.
Впервые главным объектом избран такой компонент традиционной одежды, который не демонстрировался ранее вне целостного костюмного комплекса. Более 60 музейных экспонатов представляют "классические" образцы видимых и невидимых, явных и скрываемых артефактов народной культуры. Выставка является органичной частью выставочной программы РЭМ - "Антропология вещи", цель которой - раскрытие внутренней сакральной сущности предмета, через анализ его внешних параметров и свойств.
Времена изменяются, а с ними меняется и все, что окружает человека, мир его вещей. Одни из них уходят навсегда, оставляя после себя лишь названия, другие преображаются, приспосабливаясь к новым обстоятельствам и нормам жизни. Сказанное в полной мере относится и к предмету нашей выставки. Из всего разнообразия фасонов брюк испытание временем выдержали самые универсальные, остальные получили почетный статус - "архаика". Вместе с ними ушли в прошлое и многие понятия и представления, которые четко обозначали половозрастную и социальную роль этой важной части одежды, служащей для покрытия главной детородной и эротической зоны человеческого тела. Например, еще совсем недавно, желая выяснить, кто в семье старший, спрашивали: "Кто тут брюки носит?" Теперь их носят все, и этот вопрос утратил не только свой первоначальный смысл, но и адекватность восприятия. Вряд ли очевидно для современной молодежи скрытое значение выражения: "Ты еще в коротких штанишках ходишь", ведь сегодня в шортах ходят все.
История брюк насчитывает не одно столетие. Городская мода была всегда скоротечна и переменчива, в то время как сельская - устойчива и консервативна.
Неизменными на протяжении ряда столетий оставались и фасоны штанов. Вплоть до XVI в. всякую одежду называли "порты" или "портище", а мастеров, изготавливающих ее - портными. Со временем содержание этих понятий изменилось, но до сих пор в словарях русского языка есть термин "портки" с пометкой "устаревшее". Более поздний вариант наименования - "штаны", широко употребляемый в просторечии, неприемлем для официальной лексики. Теперь общим понятием, объединяющим все мыслимое разнообразие форм - шаровары, панталоны, бриджи, галифе, рейтузы, джинсы и др. является термин "брюки".
Этнография или антропология одежды очень познавательна. В каждом компоненте костюма или аксессуарах запечатлены история того или иного народа, его образ жизни, обычаи и привычки. Еще совсем недавно официальные законы и нормы обычного права предписывали, что, кому и по какому случаю позволено одевать. Строго регламентировалось ношение одежды согласно сословным и религиозным различиям, а также в будни и праздники. Именно уместный костюм являлся своеобразным пропуском, позволявшим человеку быть участником того или иного события. Однако вид и состав костюма должен был соответствовать трем основным требованиям: этично, эстетично и практично. Каждое из этих требований имело свое конкретное наполнение и выражение в различных этнических традициях. Что почиталось красивым у одного народа, то воспринималось как чужеродное - стало быть, не красивое у другого. Многие компоненты одежды и штаны, прежде всего, были знаками иной культуры и истории. Например, шаровары с "широким шагом" - напоминание о кочевом прошлом тюркских народов, а широкие длиной до колен штаны некоторых народов Балтийского региона свидетельствуют о сохранении в крестьянской культуре элементов моды эпохи Возрождения.
Экспонаты выставки иллюстрируют культурные традиции XIX-XX вв. пятнадцати народов нескольких соседних регионов: Прибалтики, Северо-Запада, Северо-Востока и Приуралья России. Многие из них были связаны между собой в силу общности этнического происхождения (финно-угры, тюрки, балты), длительного соседства, историко-культурных и торговых связей, наконец, вероисповедания и государственности.
Органичным дополнением выставки, позволяющим увидеть особенности кроя традиционных штанов, стали шесть рисунков художницы Елены Старовойтовой.
Соединение в изделиях традиционных вариантов кроя, новых технологий и креативных идей отражено в разделе выставки, который подготовили мастера из этноклуба "Параскева". Обращение современных авторов к народному опыту дает им возможность изготавливать совершенно неповторимые вещи.
Авторский коллектив выставки надеется, что каждый посетитель сможет взять на вооружение некоторые практические советы, оставленные нам в наследство далекими предками.
Куратор выставки: О.М. Фишман
Авторы концепции: Е.В. Колчина, Л.И. Мишуринская, О.В. Мишуринская
Художники: Е. Старовойтова (рисунки), В.Н. Тоесев