С 16 по 26 декабря 2004 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный Центр современного искусства представляют проект "Авторская книга поэта и художника. Между текстом и образом".
Процессу анонимного и коллективного творчества всегда противостоял глубокий личный авторский жест. Его образность опирается на органические формы культуры, на традиции, в рамках которой осуществляется осознанный творческий поступок. Авторская книга художника и поэта располагается в этом художественном пространстве между функцией и игрой, сближая канон и импровизацию, демократизм и элитарность, дисциплину традиции и свободное творчество, не зная жанровых ограничений. В ее образности осуществляется естественный диалог между словом и изображением, объектом и конструкцией, цветом и информационными технологиями. Сегодня она превращается в интерактивный объект, выявляющий новую предметность и разрушающий ее в виртуальных феноменах искусства.
В проекте "Авторская книга поэта и художника" рассматриваются все пределы и границы книги, начиная от манускрипта, рукописного "домашнего" альбома Эрика Булатова и заканчивая видеотехнологиями Леонида Тишкова. Ее фундаментальность сохраняет в себе все признаки гуттенберговских образов, раскрываясь в новой визуальности "текстовыми пространствами". В арт-ландшафтах авторской книги появляются факсовые сообщения - как в книгах Ильи Кабакова, новейшие информационные стратегии, предложенные в книжных конструкциях Игроем Макаревичем, электронные тексты, возрождающие энергию Книги Бытия в компьютерных образах Анны Колейчук.
"Авторская книга поэта" наделяется его личным феноменом, оставаясь поэтической фразой в канцелярских карточках Льва Рубинштейна и на манжетах рубашек Генриха Сапгира. Она живет парадоксальным "артистическим" документом в фотографиях Вилли Мельникова и растет как дерево в "древесных" объектах Сергея Горшкова. Ее страницы археологизируются, сочетая рукотворность с коллажными вкраплениями, открывая новые слои текстовой реальности, превращая их в палимпсест. Искусственные помарки и ошибки, эстетизируемые травмы текстов Д.А.Пригова формируют актуальность современной "авторской книги поэта", выявляя руинированность нашего времени, манипулируя вербальностью и предлагая книге вторую жизнь ready-made'а. Ее эпическая многомерность материализуется в предмет в "хрониках Митьков" и перетекает в дадаистические формы "книжной галереи" Михаила Карасика.
Проект представляет свыше 100 авторских книг, созданных за последнее десятилетие, начиная от рукописных и завершая видео и компьютерными авторскими реализациями.
В рамках проекта состоятся презентации новых авторских книг художников и поэтов, а также семинары "Контекст визуального: расширение эстетического пространства". Проект завершится праздничной акцией "Театр книги", где будет осуществлен перформанс на текст А.Введенского "Елка у Ивановых".