С 19 ноября по 25 декабря 2004 года Волгоградский музей изобразительных искусств представляет выставку графики и живописи "Летопись Великой Отечественной войны" из фондов музея.
Выставка знакомит зрителей с характерными произведениями живописи и графики, созданными известными мастерами в годы войны, а также в послевоенный период на основе натурных зарисовок и воспоминаний, всего 83 произведения.
Экспозиция выставки состоит из работ, посвященных основным событиям Великой Отечественной войны: обороне Москвы, блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, битве за Берлин. Сотрудники музея стремились, чтобы произведения, вошедшие в экспозицию выставки, отразили основные направления, жанры и виды изобразительного искусства периода войны.
В экспозицию выставки включены работы художников, которые были непосредственными участниками изображаемых событий. А.И.Бородин, П.И.Баранов, Б.Г.Щербаков в военные годы воевали в рядах Советской Армии, С.С.Боим, Ю.М.Непринцев были художниками Балтийского флота. На выставке представлены работы художников студии им. М.Б.Грекова - В.А.Богаткина, К.Д.Китайки, И.А.Лукомского. В составе бригад художников на различных фронтах работали из представленных на выставке мастеров - Д.К.Мочальский, К.И.Финогенов, Е.А.Кибрик, В.А.Орлова, А.В.Кокорин, В.Н.Горяев. Мастера искусств, оставшиеся в тылу и в прифронтовых городах, видели войну не на фронте, а у себя в городе, на улице, в доме. В сущности, все они в окружённых и освобождённых городах были фронтовыми художниками. В Москве в 1942 - 43 г.г. работал И.И.Машков, всё время блокады в Ленинграде жил и работал А.Ф.Пахомов, Н.Е.Черникова покинула Сталинград 23 августа 1942 года, а уже в 1943 году вернулась в город.
Выставка "Летопись Великой Отечественной войны" из фондов ВМИИ знакомит с основными формами работы художников в военное время, с наиболее распространенными жанрами и произведениями.
Графика представлена натурными зарисовками и кратковременными набросками, а также рисунками вошедшими позже в дневники и фронтовые серии. На выставке можно увидеть и листы из серий, которые изначально задумывались как целостные произведения станковой графики. Это и литография А.Пахомова из серии "Ленинград в годы блокады и освобождения", и гуаши С.С.Боима, и серии, выполненные в послевоенное время Н.Н.Новосельской, П.М.Чернышовым. Достаточно полно представлен и графический портрет, как документальный материал и беглые зарисовки, так и вполне завершёнными произведениями И.И.Машкова, В.А.Орловой, Д.К.Мочальского, И.А.Лукомского, Е.С.Зерновой.
В живописи военного времени нашли отражение наиболее крупные события, вошедшие в историю. Как и в графике, живописцы начали с натурных этюдов преимущественно пейзажного и портретного вида. Они выполнялись на фронте и в осаждённых городах с натуры, на выставке это этюды К.И.Финогенова, Д.К.Мочальского, В.АОрловой. В портретах раскрывалось чувство человека, идущего по дороге войны, - воля и сознание личной ответственности за исход войны. Именно эту черту советских людей раскрывает И.Машков в портретах танкиста П.Н.Сафонова, генерал-майора медицинской службы А.Р.Злобина, полковника медицинской службы Л.М.Матусова.