НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Музейное уравнение 1934 года. Судьба слагаемых

c 25 октября по 31 декабря 2004Ярославская область
Зав. лабораторией масляной живописи ГМИИ им. Пушкина, реставратор Ерхова Г.М.
Этикетка парфюмера Брокара.
Фрагмент выставки. ''Музейное уравнение''
Луиза Виже-Лебрен . Портрет княгини Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой
В октябре 2004г. в Угличском историко-художественном музее состоялось открытие выставки "Музейное уравнение 1934 года. Судьба слагаемых".

…Эта история началась семьдесят лет назад, когда художественные ценности перемещались стремительно и непредсказуемо: из провинции уходил антиквариат для печально-известного "музейного экспорта", потом несли потери столичные музеи, они же принимали бывшие частные собрания и чем-то делились с провинцией. Распадались старые коллекции, возникали новые и опять что-то теряли. На этом беспокойном фоне очень разные картины сошлись однажды в неожиданном "равновесии" - одну поменяли на три.

Портрет княгини Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой, жены фельдмаршала, был написан Луизой Виже-Лебрен (личный живописец свергнутой французской королевы Марии-Антуанетты, член многих европейских художественных академий, работала в Петербурге времени Екатерины II), он поступил в "картинное отделение" угличского музея из села Шишкино (имение потомков Кутузова). В мае 1930 года его забрал московский Музей Изобразительных Искусств, причем картину не просто вывезли, но решили возместить уездному собрату эту потерю.

Думали долго, и небольшой холст "потянул" на три картины, дали еще и копии мелкой египетской пластики. На выцветшем Акте передачи 1934 года чернильная пометка: "Выпущено через будку 4 октября в 11 часов по пропуску…" Столичный музей выпустил из своих рук вещи, "лишние" в системе его обширных коллекций (в Углич ушло в сумме в шесть раз больше "живописной материи", чем было взято, хотя так, конечно, картины не сравнивают). Но совсем не худшие.

8 октября, преодолев двести километров, экспонаты были внесены в инвентарную книгу Угличского музея. Для картин здесь пришли плохие времена: музей уже ориентирован на краеведение и идеологию, - какие уж тут старые мастера! За тридцать лет состарился и погиб в музейных недрах пейзаж Зиберехтса ("Лес, две фигуры танцуют, две сидят, один стоит; слева стадо коров; на заднем плане виднеются горы…"). Он был самым большим и потому наиболее уязвимым, в 1964 г. холст, прорванный и загрязненный, списали.

Наименьшая из картин "Богоматерь со спящим младенцем" (на обороте печать князей Хованских) укрылась среди других рам в фондах и вполне сохранилась.

"Семейство художника" Гиллиса ван Тильборха, средний по размеру портрет, покинул потемки хранилища в начале 80-х годов. Из реставрационного паспорта: "Сохранность авторского холста плохая: общее провисание и деформация…, следы плесени…, потёки…, разрывы холста… утраты красочного слоя и грунта… По всей поверхности мелкий сетчатый кракелюр с поднятыми краями…" И бесчисленные записи, - будто картина служила чьим-то упражнениям в "изящном искусстве".

Реставрационные работы проводились в Москве (ВНИИР, реставратор Г.М.Ерхова), где картина и оставалась до недавнего времени.

Жизнь Гиллиса ван Тильборха связана со столицей Фландрии - Брюсселем, писал же он "в голландском вкусе". Художник родился около 1625 г. (Рембрандту девятнадцать, он рисует себя и пишет первые картины; в Угличе строится Дивная церковь), разрешение на профессиональную деятельность получил в 1654 г. (Углич посещает царь Алексей Михайлович), тогда же вступил в Гильдию Святого Луки. Через девять лет избран главой гильдии, а в 1666-м (здесь - проезд в ссылку патриарха Никона) стал хранителем городского собрания живописи.

Современниками и учителями мастера были Давид Тенирс-Младший и Йоос ван Кресбек, его групповые портреты близки манере Гонсалеса Кокеса.

"Семейство художника" относится к середине XVII века. Мы и впрямь перед кругом семьи, - он намеренно разомкнут для зрителя. Только теперь едва ли удастся войти в эту семейную атмосферу, былое единство мира по разным сторонам рамы нарушено временем и расстоянием. И все-таки…

Совсем недавно закончилась война против испанского владычества, все изменилось в бывших Нидерландах. Но опасные дороги войны и торговли многократно повысили ценность простых вещей - семейных связей и домашних радостей. Людей охватывает "ощущение вновь найденного счастья - очага, окруженного любимыми лицами детей, родных, а часто и друзей, чувство душевной близости" (М.Н.Мерцалова).

В этой картине не только чья-то родня и дом, - здесь уклад жизни, вкусы и мода времени. Здесь все написано для медленного разглядывания, угадывания и любования.

Кто знает, когда и как картина попала в Россию. В XIX в. она входила в коллекцию парфюмера Брокара.

Одно из лучших в Москве собраний европейской живописи приобреталось на деньги, которые (вопреки афоризму) "пахли" - сначала дешевым мылом и помадой для волос, потом дорогими духами, признанными при Дворе.

Выходец из Франции Генрих (Анри) Брокар начал свое дело в 1864г. выпуском простого массового товара, хотя прошел серьезную школу у отца в Париже и Филадельфии, имел опыт и собственные открытия. Как раз новый рецепт концентрированных духов, проданный им в Париже, принес капитал для производства в России. Этот удачливый промышленник и коммерсант в 1870-е годы стал страстным собирателем живописи, и в конце века его коллекцию сравнивают чуть ли не с Эрмитажем. После революции она реорганизована во 2-й Пролетарский музей, потом частью перешла в Музей Изобразительных Искусств, частью же рассеялась по разным собраниям.

В пространстве этой выставки пересеклись многие линии - талант художников и работа промышленников, азарт собирателей и терпение реставраторов. Или иначе - история бурного времени и судьба хрупких вещей. Их теряют или спасают, рассматривают и передают из века в век - все дальше…

www.museum.ru/N20045
Ваше мнение »»

»»Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Адрес:Ярославская область, г. Углич, Кремль
Проезд:Автобусы "Ярославль-Углич", "Москва-Углич", маршрутное такси "Москва-Углич-Рыбинск"
Телефоны:(48532) 5-36-78, 8-915-981-7360, 8-800-250-7317
сайт:www.uglmus.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.11.2017  x    ?  


Моя любовь. Сотворение фильма. Выставка Александра Петрова

«В поисках Руси». Выставка Александра Бубнова в Доме Остроухова

Где-то в Великой степи. Актуальное искусство Казахстана

Выставка «Курские художники. Живопись. Графика»

Десятый международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве»: Поэзия Китая и России

«Музыкальная Третьяковка». Авторские песни, посвященные художникам

Представители Германии передадут музею-заповеднику «Царское Село» книгу XIX века

125. Смертное время. Репрессированный музей

Выставка "Иван Айвазовский. 200 лет триумфа"

Век музеев. К 100-летию пригородных дворцов-музеев Санкт-Петербурга. Представление проекта

Проект "Чёрное/Белое: парадоксальные цвета" в Дарвиновском музее

Встреча с Эрой Коробовой в музее Анны Ахматовой

Презентация книги «Жизнь в письмах. Княгиня Зинаида Волконская и ее корреспонденты»

Евгений Блюмкин "Попытка равновесия" (печатная графика) в галерее "Голубая Гостиная"

Синичкин день в садах Русского музея

Фестиваль «85 лет Государственному музею городской скульптуры»

"Век вождей" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Воинские традиции в археологическом контексте: от позднего латена до позднего Средневековья

Федор Шаляпин. 1917. Личная история

Выставка «Суровая поступь революции»

«Weekend», который не вернуть. Презентация книги Игоря Мухина

Владислав Шаповалов «Дипломатия образа»

Выставочный сезон "Между строк" в арт-центре "Пушкинская-10"

Выставка "Шагающие в темноту" в Центральном военно-морском музее

Ара Арутюнян. Солнце в камне

Выставка "Три истории Додо" к 185-летию английского писателя Льюиса Кэрролла

Царь-бас и царь Борис

Выставка немецкой художницы Антуанетты фон Саурмы «Топография травмы»

«Без названия: Гоголевский, 10»

Выставка "Скульптор Аникушин" в Мемориальной мастерской


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru