16 ноября в Музее личных коллекций открылась выставка "Взгляд из Германии. Шедевры из собрания Дойче Банк". С первым словом выступила директор Музея изобразительных искусств Антонова Ирина Александровна. Она отметила, что Музей личных коллекций специально создан для показа подобных собраний. Коллекция может принадлежать одному лицу, а так же быть корпоративной, как в данном случае. Выставка создавалась в процессе русско-германского диалога, в результате чего было выбрано 140 произведений 60 немецких художников. Здесь представлено 100 лет немецкого искусства: самая первая картина, представленная в экспозиции была написана Паулой Модерзон-Беккер в 1901 г, а самая поздняя - Нео Раухом в 2001. Выставка показывает разные направления развития немецкого искусства от экспрессионизма до сегодняшних дней. Искусство такого значительного периода отечественная публика еще не видела, были проекты освещающие небольшие временные рамки и творчество отдельных художников. Данная выставка выступает с систематизированным материалом.
Член правления Дойче Банк Тесен фон Хайдебрек с радостью и гордостью представил выставку "Взгляд из Германии". Этот проект показывает новый взгляд на искусство Германии после выставки "Москва-Берлин-Москва". Вместе с налаживанием экономических взаимосвязей, Дойче Банк большое значение придает российско-германским культурным связям. Взаимодействие с Россией Дойче банк начал в 1970 гг., с тех пор русско-германские диалоги активно развиваются. Были организованы выставки "Человек и пейзаж" в 1983 г. в ЦДХ, выставка в Новом Манеже в 1997 г, "Человек в центре" в 2002 г в Санкт-Петербурге. Так же и в Германии проводились выставки русского искусства, чтобы процесс не был односторонним. Известная выставка "Амазонки авангарда" была сначала проведена в Берлине и только потом показана в Москве в 2001 г. Выставка Малевича, организованная вместе с фондом Гуггенхайма, имела еще больший успех.
Ариане Григотайт, руководитель департамента искусств, рассказала об особенностях организации выставки. Кураторы проекта много раз встречались во Франкфурте и в Москве, но прийти к общему решению было не просто. Два учреждения организатора очень отличаются друг от друга: один - музей, другой - банк. Они видят иначе достоинства коллекции, по-разному ставят приоритеты. Выставка позволила собрать значительную часть произведений, которые обычно рассредоточены по всему миру в разных отделениях Бойче Банк. Своеобразное определение коллекции "Искусство на рабочем месте", которое отличается от трактовки искусства в музейной среде. В процессе организации возникала масса вопросов: можно ли выставить Кандинского и Клее, которые не являются немцами по национальности? И решили, что это необходимо, так как пребывание в Германии оказало значительно влияние на этих художников.
К выставке выпущен иллюстрированный каталог, который содержит статьи как российских, так и немецких специалистов. Каталог - будет историческим документом русско-немецких партнерских отношений. Издание осуществлено в Германии и представляет собой сюрприз для российских коллег. Так на обложке каталога и на афише представлена работа самого молодого художника Уве Ковски. Этот мастер в центр своего творчества ставит человека. Ковски создает новые произведения, но в них чувствуется связь с работами предшественников. Молодой художник проводит тетиву от XX к XXI в. Такой выбор удивил российских организаторов, так как обычно принято на афишу выносить наиболее значительное произведение. Представители Дойче банк предложили собственное новое решение.
Представления российского зрителя о немецком искусстве данного периода фрагментарны. Таким образом, эта выставка чрезвычайно интересна. Чтобы не перечислять всех художников отметим основные направления, представленные на вставке: экспрессионизм, группы "Мост", "Синий всадник", далее дадаизм, сюрреализм и новая эстетика 1920-30 гг. Послевоенное искусство показывает творческий метод группы "Зеро", в 1970-гг развивается концептуальное искусство. Завершают экспозицию произведения современных художников. Они определяют основные тенденции, по которым немецкое искусство будет развиваться далее. Если вы готовы удивляться необычным вещам, то посещение выставки вам это гарантирует.
Само явление, когда банк поддерживает искусство своей страны и пропагандирует его, не может не вызвать уважения. Прекрасный пример для подражания - и себе реклама и развитие культуры (Надежда Трегуб).