В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева хранится уникальная коллекция изделий Парижской керамической мастерской русских художников, насчитывающая более 40 экспонатов.
Созданная по инициативе Алексея Петровича Боголюбова в 1875 году мастерская просуществовала недолго - до начала 1880 годов.
Одним из первых опытов стало изображение фамильного герба рода Боголюбовых на большом блюде, датированном 1875 годом.
На одной из парижских улиц в доме фабриканта Жилло была арендована небольшая мастерская. Быстро, в один прием, молодые художники расписывали готовые блюда, тарелки, керамические плитки, которые затем подвергались обжигу. 'Теперь мы, русские художники, с Боголюбовым во главе, увлечены керамикой; учимся писать и на лаве и на тарелке" - сообщает Илья Ефимович Репин.
Опытами живописи по керамике, которой, по мнению Боголюбова, "предстоит блистательная будущность в применении к фресковой живописи", он сумел увлечь своих молодых друзей-художников. В канун нового, 1876 года, они подарили своему учителю большое, нарядно расписанное, фарфоровое блюдо. В посвящении-надписи говорится: "Нашему хорошему Алексею Петровичу Боголюбову от юных друзей его преподносится сей первый блин". Каждый из молодых художников расписал свою часть блюда, и легко узнаются любимый мотив Василия Поленова в изображении сказочного терема, рука Ильи Репина в портрете Боголюбова за этюдом, быстрая кисть Александра Беггрова в морском пейзаже на фоне.
Тарелки и керамические пласты с пейзажами А.П.Боголюбова отличаются особой тонкостью и тщательностью росписи, гармоничным цветовым решением. Мотивы росписей нередко перекликаются с темами его живописных полотен и рисунков.
"У Боголюбова вышло несколько вещей замечательной ценности. Надо отдать ему справедливость, что его вещи украшают мастерскую и поднимают высокую керамику" - так высоко оценил произведения учителя в одном из парижских писем И.Репин.
Керамические панно и тарелки, расписанные А.П.Боголюбовым и его учениками, пользовались большой популярностью и охотно раскупались парижанами. Может быть, поэтому в наших коллекциях они встречаются крайне редко, и саратовские зрители имеют счастливую возможность увидеть уникальные изделия Парижской керамической мастерской русских художников на выставке в Радищевском музее.