НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Император Павел I: нынешний образ минувшего

c 4 ноября 2004 по 24 февраля 2005Санкт-Петербург
Михайловский (Инженерный) замок
4 ноября в Михайловском (Инженерном) замке Государственного Русского музея открывается выставка "Император Павел I: нынешний образ минувшего", посвященный 250-летию со дня рождения Павла Петровича Романова. Предложенный проект необычен: это не просто "монографическая" выставка, обращенная к исторической личности. Лучшие фотохудожники Петербурга, привлеченные музеем, работали в рамках "заданной темы". Им было предложено создать произведения или серии произведений, посвященные жизни и трагической смерти императора Павла I - едва ли не самой загадочной личности русской истории XVIII столетия. Заданная проблематика ни в коей мере не ограничивала творческий простор художников, а, напротив, давала им возможность самовыражения в наведении своеобразного моста между историей и современностью.

В рамках далекого и трудного (для современного понимания ) времени правления Павла I , участникам проекта была предоставлена возможность оперировать не фактами, а образами. Ведь история - не только в летописях, архивных документах или мемуарах, прежде всего она - в понимании ушедшей эпохи во всей ее многогранности.

Объединение усилий петербургских фотохудожников, одной из самых мобильных составляющих современного художественного процесса, в одном проекте дало возможность получить своеобразную историческую мозаику. Ведь каждый художник "разрабатывал" свою собственную историю Павла I, который явился идеальным объектом для художественной интерпретации. Предлагаемый зрителю жанр можно назвать "исторической фотоживописью", а новая выставка может и должна послужить дальнейшему развитию образа "романтического нашего императора".

В выставке участвовали художники разных поколений, и каждый из них сделал попытку высказать свое отношение к личности Павла и цареубийству 11 марта 1801 года в Михайловском замке, и , конечно - к самому замку, как наиболее загадочному архитектурному сооружению Петербурга.

Замок стал материальным воплощением и художественным образом павловского царствования - к нему обратились многие участники проекта. Дворец предстает во всем многообразии возможностей, предоставляемых современной фотографией: натурная съемка, цифровая фотография, коллаж, видео-арт. Особое место занимает серия простых в своей классичности пейзажных фотографий недавно ушедшего из жизни Михаила Пикалова, известного своими удивительно- личностными видами Петербурга.

Александр Китаев запечатлел замок в 1993 году, в состоянии величественного запустения, каким он достался Русскому музею после многотрудного безвременья советских лет.

Серия "Призрачный замок" Людмилы Таболиной является метафорой зыбкой биографии памятника, который на протяжении двух веков менял свои функции, своих обитателей, свой облик.

Александр Никипорец в проекте "Матрица места" пытается передать именно "дух" замка в пространстве и во времени, в пересекающихся, наслаивающихся друг на друга событиях.

В ряде фотопроектов представлена тема трагической гибели Павла I. В серии "Мартовский снег" Николай Тихомиров создает образ злосчастной заснеженной ночи 11 марта 1801 года

Константин Водяницкий в серии "Птица Павла" визуализирует предание о летящих птицах, сопровождавших своими криками дорогу заговорщиков к замку.

Игорь Лебедев в серии "Переворот" подходит к данной проблеме со стороны морального выбора заговорщиков - "быть или не быть", участвовать или отказаться, казнить или помиловать; он фиксирует миг перед свержением императора, миг своеобразного "голосования", где жест каждой руки, готовящейся взять рукоятку оружия, имеет огромное значение.

Станислав Чабуткин в серии "Кровавый вторник" изображает скульптурный портрет Павла I на фоне Михайловского замка и облаков, окрашенных в тревожно-красный цвет.

Мрачный эсхатологический символизм пронизывает работы Валерия Потапова - замок стоит на трех проросших землей человеческих черепах как на трех китах.

Историческая перспектива интерьеров замка используется Вадимом Егоровским в созданном им видеоряде трагического маршрута, по которыму продвигался к цели мрачный отряд заговорщиков.

С именем Павла I, помимо Михайловского замка, связаны Каменноостровский, Гатчинский, Павловский и Приоратский дворцы, Мальтийская капелла. И фотохудожники создают своеобразную галерею павловских уголков старого Петербурга. Марианна Мельникова превратила дворцы, связанные с именем императора, в фантомы, призраки. Дмитрий Горячев в конструировании дворцов Павла I использует фотоколлаж, с помощью которого он стремится передать бутафорность эпохи.

Павел часто предавался религиозным и духовным исканиям. В серии "Кресты Павла I" Андрей Чежин из архитектурных элементов Михайловского замка, Гатчинского и Павловского дворцов создал композиции, каждая из которых состоит из двадцати четырех крестов различной формы и неожиданной конфигурации - реминисценций мыслей императора о возможности слияния мировых религий.

Некоторые из художников в своих проектах использовали предметный мир павловской эпохи. Сергей Щербаков и Андрей Смирнов представили фотограммы с одежды этого периода. Алексей Зеленский в своем проекте использует монеты и нагрудные знаки конца XVIII столетия.

Многим авторам оказалась близка линия "связи времен". В проекте "Прадеду правнук, прапрадед праправнуку" Андрея Чежина соотносятся образы трех русских императоров: Петра I, Павла I и Николая II. Сергей Шитов в серии фотографий "Время Павла" прослеживает три линии: Павел - Петр, Павел - Екатерина, Павел - Александр.

Совсем иначе видит проблему Игорь Лебедев: по-домашнему просто он вводит образ Павла I в бытовой контекст современной жизни: стоп-кадры из фильма "Бедный Павел" на экране телевизора сняты в семейном интерьере. Азамат Чеслав изображает современную городскую среду, стены домов в старых дворах, на которых наряду с различными, привычными глазу, надписями и лозунгами вводятся псевдо-граффити - монограммы Павла I и слоганы "Павел I - всегда первый".

В экспозиции созданы видео-инсталляции Юлии Гребневой и Гарриса Рогоняна, Виталия Пушницкого, Дмитрия Пиликина, Александра Алексеева, Дмитрия Шубина.

www.museum.ru/N19877
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.05.2019  x    ?  


Российской национальной библиотеке - 224 года!

Персональная выставка Юрия Юрасова «Русский проект»

Вечер памяти художника и писателя Алексея Смирнова

Музей АРТ4 представляет выставку "Идеальная коллекция"

Поэтический флешмоб «Павловск. Сирень»

Витольд Крассовски. Во все глаза

Фотоэстафета. От Родченко до наших дней. Выставка в Ярославском художественном музее

Пленники Сириуса. Путешествие в Страну догонов

Выставка «Из истории женского движения в России» в Музее Серебряного века

Музеи Московского Кремля примут участие в Garage Art Book Fair

„Богатырь” из Абрамцева. К 150-летию со дня рождения Андрея Мамонтова (1869–1891)

Дивное дикое поле. Выставка в Доме-музее скульптора-академика А.М. Опекушина

Праздник "Дарвиновский музей - для всех детей"

«Дело мастера боится» - выставка работ сибирских мастеров художественной обработки дерева

Выставка «Мосты, объединяющие нас» в Саратовском областном музее краеведения

Об истории и курортных традициях Санкт-Петербурга

Выставка «Санкт-Петербургская губерния в фотографиях 1860-1910-х годов» из собрания Русского музея

Концерты в Музее Серебряного века - май 2019

Конференция «Фотография как искусство. Современные тенденции изучения. История национальных школ»

Фотовыставка «Счастье, проходящее мимо» в Художественном музее Алтайского края

Выставка "О рыбаках и рыбке" в Дарвиновском музее

Открытие летнего арт-фестиваля "Дивный Павловск"

Ярославский художественный музей + арт-студия «Синяя птица» = 15 лет дружбы

Андре Кертеш. Сигетбече – исток моего искусства

Выставка «Пастор и Книга» в Музее истории религии

День Палеонтологического музея

Аромат времени. Классика в современном кимоно

Выставка «Резчик Иван Хрустачев. Произведения из дерева и кости последней трети XIX – начала XX века»

Очищенные огнем. Меднолитая пластика XVII–XX вв.

Выставка "Дон Кихот. Глава, в которой..."


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru