Интервью с Перфиловым Валерием Александровичем, директором Музея-мемориала В. И. Ленина, председателем комиссии по культуре Гражданской палаты при Законодательном собрании Ульяновской области. Прошло больше года, как в первом чтении в законодательном собрании был рассмотрен Закон "О музеях Ульяновской области".
Валерий Александрович, скажите, какова судьба закона "О музеях Ульяновской области" и почему возникла необходимость его принятия?
Закон такой необходим. Он определяет правовые, экономические и организационные основы в нашей области. В нём устанавливаются полномочия органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления в сфере музейного дела. Они включают в себя полномочия Законодательного собрания, администрации области, управления по делам культуры и искусства. Закон - не наше изобретение. Подобные законы приняты во многих регионах области.
Что бы Вы хотели отметить нового и важного в Законе?
Следует отметить, что закон определяет музейный фонд Ульяновской области, как часть музейного фонда Российской Федерации, национальной культуры России. Музейный фонд является историческим, культурным и научным достоянием населения нашей области. Как известно, он состоит из государственной и негосударственной части. Данный закон прописывает, какие коллекции входят в состав государственной части музейного фонда Ульяновской области. Вместе с тем, многие коллекционеры и не подозревают, что их коллекции составляют негосударственную часть музейного фонда области с соответствующими обязательствами государства к их владельцам. К сожалению, это направление деятельности сегодня носит в основном декларативный характер. Государство не в состоянии пока ещё решить многие вопросы, связанные с государственной частью музейного фонда (учёт, сохранность, реставрация, создание электронного каталога).
В последнее время много говорят о приватизации памятников культуры. Есть ли в стране примеры, когда музеи вместе со зданием и коллекциями продают чуть ли не с молотка?
Действительно, такие факты имели место. Есть попытки выселения учреждений культуры, в том числе и музеев. К сожалению, такие примеры можно привести и в нашем регионе. Некоторым деятелям покоя не даёт и наш Музей-мемориал В. И. Ленина. Сегодня наш музей единственный в стране, посвящённый жизни и деятельности В. И. Ленина. Уникальность музея, как памятника XX века признана без преувеличения всем миром. Ценность экспозиций, связанных с советской эпохой, неизмеримо возросла. Понимая это, сегодня многие люди передают нашему музею ценнейшие экспонаты ушедшей эпохи. Мы включены в туристические маршруты. Ежегодно 150-250 тысяч человек бывает в наших мемориальных музеях.
Поэтому очень важно, что в законе прописано, что не допускается приватизация зданий, сооружений, в которых размещаются государственные музеи. Земельные участки, на которых они расположены, предоставляются им безвозмездно, на правах постоянного бессрочного пользования.
С нашей точки зрения важно, что в законе имеется статья о том, что органы государственной власти не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение положения музеев. Есть в законе и статьи об ответственности за такие проблемы, как охрана музеев, и т. п. Кроме того, в законе определены некоторые меры по вопросам социальной защиты музейных работников. Это идёт также в разделе общей линии Президента России изыскивать возможности для стимулирования деятельности работников культуры.
Всё это говорит о том, что целесообразность закона несомненна. Но волокита с его принятием непонятна.