Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея представляют персональную выставку Олега Целкова.
Впервые в Третьяковской галерее проходит персональная выставка Олега Целкова - признанного в Европе русского художника, живущего с 1977 года в Париже; создателя фантасмагорически-гротескного мира, населенного странными, ни на что не похожими персонажами-близнецами. В экспозиции представлено около 50 произведений: работы 1960-80-х годов из фондов ГТГ и частных московских собраний, а также более 20 полотен, исполненных в последнее десятилетие.
Олег Николаевич Целков родился в 1934 году в Подмосковье. С 1949 учился в Московской средней художественной школе, которую успешно закончил в 1953. После исключения из Минского театрального художественного института (1954) и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Я.Репина Российской академии художеств (1955) стал студентом Ленинградского театрального института, где учился у Н.Акимова. В 1958 году получил диплом "художника-технолога сцены".
Олег Целков активно включился в нон-конформистскую художественную жизнь Ленинграда и Москвы. В пору широкого увлечения в среде андеграунда абстрактным искусством он искал собственный путь, и вскоре четко определил круг своих интересов, персонажей и стилистику. Обратившись к традиционному, казалось бы, жанру портрета, в 1960 году Олег Целков создал собственного героя. Сам художник так вспоминает об этом моменте: "Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице - и до ужаса знакомом..." Однажды явившийся образ стал определяющим для всего его творчества. Герой Целкова вырастает до размеров гиганта, множится, переходит из полотна в полотно, и вот перед зрителями - "невиданное доселе племя... Безволосые гладкие головки, сидящие на мощных шеях, с узенькими лбами и массивными подбородками. Сверлящие, запрятанные в узкие щелочки немигающих век зрачки, похожие на взгляд сильного животного...".
Олегу Целкову, чье формирование как художника началось в театральной среде, близок мир театра абсурда и трагикомической буффонады. Он изначально ощущает действительность как двуликий феномен, где лицо всегда имеет свою оборотную сторону - личину, воплощенную в маске. Маска - неотъемлемый элемент народной карнавальной культуры, где возникает образ мира "наоборот", "наизнанку", где "низ" и "верх" меняются местами, где торжествует материально-телесное начало и плоть обретает гипертрофированно-гротескные черты. Все это, безусловно, присутствует в образном универсуме, созданном художником. По мере собственного миропонимания каждый волен усматривать в персонажах его полотен социальные, философские или иные смыслы и вместе с автором пытаться понять, "какие черты живших, живущих и будущих жителей земли соединили они в своем облике". Сам же Целков говорит: "Волею судеб я первым изо всех художников создал лицо, в котором нет идеализации. Лицо, в котором нет ничего от лица Бога. И с тех пор, всю свою жизнь я думаю над загадкой этого лица и не нахожу ответа".
Выставка открыта с 23 октября до 14 ноября.