Тотемские этюды в Мемориальной мастерской А.В.Пантелеева.
Это образное определение получила выставка живописи художника Николая Сажина, его подсказала сердечность и обаяние личности мастера, сказочная красота мест, запечатленных художником на полотне.
Николай Прокопьевич Сажин родился на Тотемской земле, о которой проникновенно писал Николай Рубцов, "тихая моя родина", "край лесов и болот". Здесь обрела дар речи муза поэта, на этом небосклоне взошла счастливая звезда художника. У них много общего, начиная с имени, военное детство, сиротство, любовь к творчеству и родной земле.
Автор сменил много профессий, работал учетчиком в колхозе, почтальоном, сортировщиком в лесопункте, комендантом в общежитии, кочегаром, заведующим клубом, оформителем в Доме культуры, выполнил сотни стендов, прежде чем освободился для творчества. Немало времени понадобилось ему для того, чтобы подняться до уровня профессионализма. Большую роль в этом сыграла учеба в Народном Университете искусств у преподавателя Титовой Л.Н. и, конечно, неоднократные поездки, работа, общение с коллегами на творческой даче в Горячем Ключе, помогли становлению мастера.
В характере Сажина присутствует сдержанность и немногословность, но за внешней замкнутостью спрятана необычайная доброта и искренность. Он хорошо знает и любит природу Тотьмы и Сондуги, с топографической точностью воспроизводит на холсте берега рек Уфтюги, Сухоны, Юга. Его волнует и притягивает красота родных мест, бескрайние просторы полей, отсюда и названия картин "Вожбальские дали" (2002), "Сондугский пейзаж" (2003). Лирический пейзаж в творчестве последних лет занимает центральное место.
Щедрость земли передана в натюрмортах "Рябина" (1998), "Маки" (1997), "Белые грибы" (2002). Художник любуется природой: она источник его вдохновения; простой мотив в пейзажах "Сосна у Никольска" (2004), "Стог сена" (1995), "Дождливый день" (1995) приобретает высокое поэтическое звучание.
А ты… полюби и жалей
И помни хотя бы родную окрестность,
Вот этот десяток холмов и полей…
В своем творчестве Сажин не ограничивается изображением природы, он постоянно обращается к образу родного города, пишет Тотьму и ее окрестности, и в ранние летние часы "Утро над Тотьмой" (2002), и в дни золотого листопада "Осень" (2003). Сдержанно и мягко передает он свое настроение в пейзаже "Ярославиха" (2002), "Деревня Верещагино" (2004), светло и торжественно изображает ансамбль "Спасо-Суморина монастыря" (2002), с грустью смотрит на разрушающуюся церковь "Купол Христорождественской церкви в Сондуге" (2004).
Мир, окружающий художника, изменчивый, то дышащий покоем и уютом, то тревожный и волнующий, но всегда глубоко личностно переживаемый. Поэтому произведения, создаваемые им, несут интимно-лирическую окраску, и в этом состоит характерная особенность дара художника. Главная суть его - задушевность и не броскость; скромными средствами ему удается передать всю красоту и прелесть северного русского пейзажа. Он ищет и находит близкое своему настроению состояние природы, добиваясь реальности изображения и через пластику, и непосредственно через чувства. Понятие любить - основное в творчестве Николая Сажина. Через познание любви к отчему краю, его малой родине он познает мир в целом. (М.И.Мурашева, заведующая Мемориальной мастерской А.В.Пантелеева)