|
23 июля 2004 г. в галерее А-3 открылась выставка Евгении Горчаковой "Чтоб утомить ненужную тревогу" и "Игра: Другой - другая". Инсталляции, живопись Евгения Горчакова нашла метод, позволяющий рефлектировать время: она пишет штрихами кисти мгновения своей жизни. Штрихи слагаются в ряды, идущие лучами, которые продолжаются линиями, ведущими за поверхность картины. Двухчастная конструкция стягивает все элементы к центру. Штрих за штрихом, секунда за секундой. Минутами, часами, днями она вписывает себя в свои структуры, подчиняясь их законам, присваивает их себе. Течение времени переносится на поверхность картин, которые на первый взгляд кажутся надындивидуальными абстракциями, упорядоченными с математической точностью. Однако это одновременно и элементы времени ее жизни, следы процесса ее работы. В результате возникает беспокоящее движение, так как сначала видна лишь пульсирующая плоскость, а сама конструкция лишь угадывается в мельчайших изменениях света и цвета. Подобное самоограничение тренирует концентрацию, открывая новые перспективы художественной интерпретации метафизических проблем бытия. Структура отвечает фундаментальным формам представления времени. Круг - это день и ночь, рождение и смерть, вечно повторяющийся цикл времен года, на котором основано мифологическое сознание. В линейном представлении с прошедшим, настоящим и будущим берут начало наши мысли о возможности нового, прогрессе, счастье. И, наконец, точка-штрих, сейчас, между "уже прошло" и "еще не наступило", момент присутствия, в котором человек зависает, раздираемый между бытием и смертью, на границе между теперь и ничто. Здесь, в неуловимом мгновении - корень экзистенциального смятения, которое доводят до сознания структуры времени Евгении Горчаковой. Они тревожат, так как всякая упорядоченность подразумевает свою противоположность - хаос, которому противостоят ее законы. Они беспокоят как повторение, уходящее в бесконечность, как отсутствие ожидаемого или невозможность вспомнить забытое - параллель неосознанной тревоге, которая иногда завладевает нами при мысли о времени, смысле бытия и ничто. Невозможно избавиться от нее, но само осознание положения позволяет совладать с ним, выстоять, выжить. Об этом - первый проект московской выставки Евгении Горчаковой. Инсталляция из серии структур времени - метафора единства человеческого и природного времени, оживляющая воспоминание о начале всего: "в начале был лишь огромный бесконечный мировой океан" /Мемфис 14 в. до н. э./ Не удивительно, что в работах появляется текст, ведь царапины, штрихи лежат у истоков, как осознания времени, так и изобретения письма. Звук подчеркивает мотив повторения. Повторение - это цикличность течения времени, человеческой потребности выхода вовне к другому /природе, людям/ и постоянного возврата к самости из любой инаковости, возврата к своему "внутреннему" из любого "внешнего". Эта мысль Ж.Л.Нанси созвучна эстетической теории Бахтина, его тезису о двойственной позиции человека: "я для себя" и "я для другого". Второй проект выставки "Игра: другой - другая" тематизирует потребность видеть себя со стороны: в серии автопортретов художница занимает положение образов искусства, иронически присваивая себе историю, без внутреннего контакта с которой, мы не можем осознать себя, своих потребностей, интересов. Портреты складываются из штрихов, маркируя временную компоненту. Галерея знакомых незнакомцев беспокоит своей загадочностью, провоцируя чувство неуверенности, подобное экзистенциальному смятению. Два проекта - два способа "утомить ненужную тревогу". Евгения Горчакова родилась в 1950 г. в городе Кирове. Окончила два факультета Московского государственного университета. В 1991 г. -- стипендия в Париже, а затем переезд в Ольденбург, Германия. С 1980 г. у нее прошло около 100 персональных выставок, она также участвовала в многочисленных выставках в Европе, Северной Америке и Северной Африке. Евгения Горчакова получала стипендии и призы графических бьеннале и выставок в Катовице (Польша), Алькой (Испания), Дере (Венгрия), Фридрихштадт (Норвегия), Саппоро (Япония) и участвовала в проектах на 49-й и 50-й Бьеннале в Венеции, Документе 11 в Касселе, что принесло ей международную известность. Ее работы находятся в музеях Египта, Бельгии, Германии, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии. Это - первая персональная выставка Евгении Горчаковой в Москве после ее переезда в Париж в 1991 г. а затем в Германию в г. Ольденбург. |