1 июля в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка художницы Валентины Поваровой из цикла "Юбилеи - 2004". Тридцать пять работ живописи и графики, от 1970 года до 2004. Впервые в Русском музее представлена ретроспективная выставка художницы, работы которой ранее экспонировались на выставке "Абстракция в России. ХХ век".
Валентина Петровна Поварова - художник того поколения, которое в 1960 - 1970-е годы приняло эстафету русского авангарда. Получив академическое профессиональное образование, она заново начинает осваивать язык изобразительного искусства в мастерской П.Кондратьева, ученика К.Малевича, и П.Филонова. Знакомство с принципами кубизма, супрематизма, совместные размышления над проблемами современного пластического пространства привели художницу на путь создания собственной картины мира. Поварова - художник-философ, художник-аналитик.
Названия ее работ "Космология", "Энергия", "Однозначность", "Единение", "Структура", "Покой", "Кристалл" показывают, что она ищет внутреннее, а не внешнее соответствия действительности. Для нее важен не только окружающий земной мир, но и все мироздание полностью. В ХХ веке земля стала тесной для человечества, и художественная мысль вслед за наукой устремляется в космическое пространство. Легко заметить прямых предшественников художницы: К.Малевич и П.Мондриан, М.Матюшин и Р.Делоне, П.Филонов и П.Клее. Поварова устанавливает особые связи с природой - она не отражает, а исследует мир изнутри, ищет его структуру, логику связей и сцеплений основных пластических форм.
Предмет творчества художницы - это материя и энергия. Она верит, что природа подчинена неким фундаментальным законам, и пытается постигнуть их не эмоцией, а интуицией. В ее беспредметных композициях нет места случайности и хаотичности, они выверены и основаны на равновесии цветных форм в белом пространстве холста. Поварова - художник нового типа художественного сознания, возникшего еще в период авангарда. Художница обладает не по-женски вселенским масштабом размышлений.
В работах 1980х - начала 1990х годов Поварова использует сдержанный и ограниченный колорит: темные, порой глухие коричневые, зеленые, синие оттенки. Приглушенный колорит помогает работать с формой, исследовать ее, найти изобразительные знаки. Художница считает, что абстракция и реализм не антагонисты, но связать их способно только настоящее искусство. "Кристаллизация" мира проявляется в преломленных и трансформированных отражениях в стеклах окон ("Окно"), в многократно умноженных гранях стакана ("Стакан"). Из этих фрагментов рождается понимание подвижной структуры. В полотнах следующего десятилетия Поварова как будто расщепила ядро живописи, выпустив на свободу цвет, энергию цвета. Она уловила и по-своему претворила полет беспредметных форм Малевича, "космические формы с магнитными взаимосвязями". Прочность этих внутренних связей не дает частицам хаотично плавать в пространстве холста, они тяготеют друг к другу.
Особая роль цвета в ее работах обращает нас к духовной мощи древнерусского искусства. " Последние мои работы связаны прежде всего с красным цветом, который я любила всегда. Вообще, основная триада цветов - красный, синий, желтый - таит в себе колоссальные живописные возможности. Я не разделяю отдельно содержание, отдельно форму, считая это нонсенсом. У меня возникает чисто художественное влечение к красному, синему , ведь и иконопись, и все древнее искусство, построено практически на этих силах", - говорит художница.
Среди работ последнего года вновь появились овалы, головы, лица… В воссозданном космосе у человека возникает новое место.