Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX вв. представляет 10 июня в 16 часов в выставочных залах 2 этажа Елагиноостровского дворца Елену Одинцову, Зою Ленденскую-Большакову, Татьяну Петрову, Яну Эйсмонт с выставкой "Тайный сад" (текстиль и мода).
"Для тела, сердца и души / четыре вещи нам нужны: / Цветущий сад, кувшин вина, / Ручей, красивая жена". Абу Нувас, арабский поэт.
Три художника по тканям - Татьяна Петрова, Елена Одинцова и Зоя Ленденская-Большакова - создали эту выставку, руководствуясь несколькими идеями. Во-первых, часть лета с его яркими красками, бурным цветением, холодными водами северных морей, строгой японской созерцательностью, персидской негой, расцвеченной невероятными растениями, и прочими садоводческими атрибутами, решено было перенести с пленэра в стены дворца (поэтому не случайно выставку поддержал Елагиноостровский дворец-музей, расположенный, как известно, в одном из самых живописных мест Петербурга - на Елагином острове). Во-вторых, тема сада приобретает в рамках выставки совершенно мистический смысл - пока обычный зритель будет радоваться чистой колористике открытого цвета одних работ, адепт фрейдизма найдет в других скрытые психоаналитические мотивы, где сад выступает как мир, как душа женщины, как пристанище художника. Как говорят участники проекта, это видение сада "личное до эротики": это вам "не сад-огород, а маленькое место для уединения, существующее в душе каждого из нас".
И, наконец, последнее - будучи выпускниками одного курса, все они являются преданными последователями и гордостью своей alma mater - ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (ныне СПбВХПА), которое в народе принято называть еще Мухинским училищем или просто Мухой.
Замечательным дополнением к теплой и живой текстильной фактуре выставки стали костюмы модельера Яны Эйсмонт, созданные совместно с Зоей Ленденской-Большаковой. Роспись по тканям здесь из плоскости переходит в объем, подчеркивая гармонию экспозиционного пространства.
О садах: "Я наслажденье черпаю теперь в своем саду. В нем есть калитка, но редко открывается она. На посох опершись, брожу я, или сяду отдохнуть. Поднимешь голову и созерцаешь чудный вид. С подножия холмов ленивые восходят облака, устало птица возвращается к гнезду и тают тени. Но медлю я расстаться с одинокою сосной. Я снова дома! Отныне нет со мной друзей, чтоб уязвить меня, и времени привычный ход нарушен. Чего искать мне средь людей? В чистейшей радости семейного кружка проходят дни мои, и праздные моменты я оживляю лютней или книгой.
Я не хочу богатства, мне не нужно власти; небеса - превыше всех моих надежд. Да буду же бродить в своем саду, среди своих цветов, пока даны мне эти светлые часы. Иль на холмы взойду и буду песни петь, или слагать стихи вблизи прозрачного потока. Так истощу отпущенный мне срок, довольный назначением судьбы и от забот свободный духом".
Тао-чен, китайский поэт (365 - 427гг. н.э.)
"Недолог розы век: чуть расцвела - увяла, / знакомство с ветерком едва свела - увяла. / Недели не прошло, как родилась она, / Темницу тесную разорвала - увяла".
Омар Хайям, персидский и таджикский поэт, философ и математик (ок. 1040 - 1123 гг.) мечтал, чтобы после смерти его могилу осыпал лепестками роз северный ветер. Был похоронен в благоухающем саду в Найшапоре.
"Добродетельная женщина, любящая своего мужа, должна поступать в соответствии с его желаниями, как если бы он был божеством, и, при его согласии, взять на себя всю заботу о семье. Она должна содержать в чистоте весь дом и в различных его помещениях ставить всевозможные цветы. Она должна окружить дом садом. В саду ей надлежит устроить грядки с зеленью, делянки сахарного тростника, куртины фиговых деревьев, а также посадить различные цветы, а рядом с ними душистые травы и ароматические корни. Хозяйка должна также устроить в саду места для сидения и беседки, а между ними выкопать колодец, водоем или пруд".
Ватсайана (IV в.), "Камасутра". В "Камасутре" описываются четыре вида садов: сад Прамододиан предназначался для услаждения царей и цариц; сад Удиан - только для царей: здесь властители играли в шахматы с придворными, любуясь плясками танцовщиц и внимая каламбурам своих шутов; в саду Бриксватика жрецы и царедворцы веселились с блудницами, а сад Нанданван посвящался богу Индре.
"Если спросят тебя, что такое сердце японца, / Укажи им дикой вишни цветок, подрумяненный солнцем". Моттори, японский поэт
"В Японии есть такие сады, где не встретишь зелени - они созданы только из камней и песка. По своему художественному замыслу и воплощению эти сады напоминают абстрактную живопись. Таков храмовый сад Риоани в Киото. Он представляет собой прямоугольник, покрытый крупнозернистым белым песком, на котором группами расположены 15 камней, символизирующих острова в океане. Ландшафт рождает поэтическое настроение". М.Рандхава, индийский ученый
О художниках:
Татьяна Петрова закончила ЛВХПУ им. В.И.Мухиной в 1992 году. Член Союза художников России. Постоянный участник традиционных выставок петербургского СХ. 1996-2004 г.г. - персональные выставки в "Инкассбанке", галерее "Раритет", выставочном графическом центре "Невограф", культурном центре "Агора", галереях Берлина. Творческие поездки: Германия, Швеция, Норвегия. Работы находятся в частных коллекциях России, США, Франции, Норвегии, Швеции, Германии, Италии, Великобритании, Японии.
Елена Одинцова закончила ЛВХПУ им. В.И.Мухиной в 1992 году. Член Союза художников России. Постоянный участник традиционных выставок петербургского СХ. 1994-2004 г.г. - участие более, чем в 30 выставках Петербурга, Москвы, других российских городов. 1996 г. - Рождественская выставка, участие в Днях российской культуры в г. Пафос (Кипр). В 1998 году получила приз зрительских симпатий на выставке "Петербург" в ЦВЗ "Манеж". 2001 г. - участник Культурного фестиваля, посвященного России в Сен-Грасьене, Париж. Работы Елены украшают бизнес-центр PRIN, а также рестораны и частные апартаменты в России, США, Франции, Германии, Кипра.
Зоя Ленденская-Большакова закончила ЛВХПУ им. В.И.Мухиной в 1992 году. Член Союза художников России. Постоянный участник традиционных выставок петербургского СХ. 1992-2004г.г. - участие в выставках Риги (Пожарный музей), Петербурга (Летний сад, Союз художников, ЦВЗ "Манеж") и Москвы ("Всесоюзная выставка", Манеж). В 2001 году ее работы были отмечены дипломом на выставке "Молодые художники России" (ЦВЗ "Манеж", Москва). Персональные выставки: 1993 г. - "Орхидеи", салон "Каприкорн", 1999 г. - "Древний путь", галерея "Раритет", 2004г. - "Другие миры", галерея "Стекло".
Яна Эйсмонт закончила ЛВХПУ им. В.И.Мухиной в 1990 году. Сотрудничала с ателье "Бизон" (Невский, 12) фабрики "Рот-Фронт". Работала над всевозможными коллекциями, среди которых можно выделить совместную работу с художником по тканям Зоей Ленденской-Большаковой, результатом которой стали коллекции "Тайный сад", "Древний путь", "Тишина". В 2000 году стала победительницей конкурса модельеров на выставке "Мир женщины" в номинации "за конструктивное решение" со своей коллекцией кожаных и меховых изделий. В 2002 году с коллекцией "Тайный сад" (созданный совместно с Зоей Ленденской-Большаковой) стала победителем международного конкурса модельеров в СКК "Петербургский".