Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля представляет открытие персональной выставки известного скульптора и графика Александра Капралова "Боги, Герои, Шуты, Короли…", приуроченную к 45-летию со дня рождения художника и к 80-летию со дня основания Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
Творчество омского скульптора Александра Капралова никого не оставляет равнодушным. Его произведения востребованы коллекционерами, создателями выставочных проектов, любителями искусства. Капраловские работы "Весы бытия", "Дон Кихот", "Крест несущий" удачно вписались в городское пространство, увеличив число памятных мест Омска. Выставки, проходящие в Омске и других городах региона, знакомят зрителей с интерьерной пластикой мастера, готовой при удобном случае выйти в пространство парковой зоны. По примеру нашего города украсили свои улицы скульптурными произведениями А. Капралова Новосибирск и Сургут.
Освоив техники обработки дерева, мрамора, гранита (работы находятся в собраниях омских музеев, частных коллекциях), Александр Капралов уже почти 10 лет остается верен металлу, который он преобразует при помощи сварки. Сварной металл подчинился воле мастера, создав ощущение свободы применения изобразительно-выразительных средств. Их набор полностью соответствует духу художника. "Тема человека униженного, страдающего, но не сломленного, проходит через все мои работы", - подчеркивает Александр.
Ранние работы - "Колесо покаяния" (1995), "Дон Кихот" (1996), "Реквием" (1997), серия "Икаров" (1995 - 1999), "Весы бытия" (1998), объединяет эстетика необработанной поверхности сварного металла. Образ, создаваемый при помощи рваных краев, накипи сварки, приобретает лаконичность и многозначность знака. Недаром автор так часто использовал устойчивый семантический набор: крест, лестница, колесо.
С 1999 года Капралов начинает применять технику, позволяющую создавать иллюзию литой поверхности. Работы становятся меньшими по размеру, более детальными и сюжетными. Трагедийные интонации сменяются ироничной и лукавой усмешкой.
В 2004 году в канун своего юбилея А. Капралов представляет на суд зрителя свои новые работы, в которых звучат излюбленные темы мастера - Власть, Любовь, Мастерство. Темы неисчерпаемы и потому столь разнообразны образы, их трактующие. Короли и Шуты, Боги и Герои, Творцы: художники и музыканты…
Знаки власти: король и трон. Трон - символ внеземного Величия, король - символ себялюбивой власти. Основная идея - необоснованность претензий мелкого на великое, преходящего на вечное. Поэтому появляются ублажающие себя "игрушечные короли" ("Король игрушек", 2002; "Король на прогулке", 2003), гротескные властолюбцы ("Монолог", 2002; "Двое", 2002).
Божественно-героическое начало, в основном, воплощается в образах женских. Поэтому и в Богах, и в Героях незримо присутствует лик Любви. По Капралову она, если и не "милитаризм", то обязательно искусство ведения наступательного боя. Иначе, почему женщина-соблазнительница не выпускает из своих рук яблока, щита и копья ("Воительница", 2002; "Лучница", 2002; "Афина Паллада", 2002; "Ника",2003; "Суд Париса", 2003).
Тема творчества, Мастерства возможно, наиболее литературна, так как изобилия вариаций на эту тему нет. Либо ты творец и обречен гореть как Икар ("Икар", 2003), либо думаешь, что творец, а на самом деле живешь иллюзиями ("Поговорим об искусстве", 2001; "Настоящий художник", 2002).
Данная экспозиция иллюстрирует путь творческих размышлений автора - от графического листа до скульптурных произведений.
Юбилейная выставка дополнена изданием великолепного альбома А.Капралова, презентация которого состоится в день открытия выставки.
Открытие выставки состоится 28 мая 2004 года в 17 часов в здании Врубелевского корпуса ООМИИ им. М.А.Врубеля (ул. Ленина,3), презентация альбома - в 16 часов (Врубелевский корпус ООМИИ, Парадный зал, вход по пригласительным и удостоверениям прессы).