Арт-центр "Пушкинская-10" и Музей нонконформистского искуства приглашают Вас посетить выставки:
Большой зал Музея нонконформистского искусства - Анатолий Маслов "Исихазм в светской живописи" (живопись, графика, витраж). Куратор - Е. Орлов.
Термин "исихазм" заимствован из византийского богословия и означает одну из наиболее утонченных форм христианской мистики - духовное созерцание или "умное делание" ( от греческого "исихия" - отрешенность, тишина, покой, молчание) - духовная практика в православии, отдаленно похожая на медитацию.
Духовное созерцание - именно то состояние, в котором пребывает сам художник и которое он пробуждает в зрителях своими картинами. Анатолий Маслов вовсе не религиозный художник, хотя многие его образы навеяны, а иногда и прямо инспирированы, древнерусскими иконами и фресками. Холсты Маслова (вне зависимости от того, изображены ли на них пейзажи, натюрморты, балерины или святые) требуют глубокого сосредоточения, проникновения за плоскость картины. Его живопись не изображает, но выражает светоносность предметов. В картинах Маслова зритель сталкивается не с изображением сюжета, предмета, символа, формы или даже целой концепции, но с выражением бесплотной духовной, психической энергии, разлитой в мире и проявленной в виде эманации света. Поверхность холстов вибрирует, наполненная светом, и предметы, теряя свои очертания, растворяются в этом космическом пространстве. В живописи Маслова исчезает грань между материальным и духовным началом в мире - он как бы " ставит свой этюдник на границе надземного и земного". После нескольких минут напряженного вглядывания, происходит понимание, что эта картина - не подготовка-подмалевок, не серо-серебристый петербургский туман, растворивший в себе "Руанские соборы" Клода Моне, и вовсе не технические игры "белое на белом", "серое в сером".
Маслов - творец света в живописи, но ему и в графических листах с помощью вибрирующей линии удается наполнить изображения ощущением внутренней психической жизни, пронизывающей все уровни бытия. При этом его произведения не превращаются в абстракции философских символов. Это - пребывание в преображенной действительности, и поэтому мы узнаем улицы городов, на которых писались его пейзажи, лица людей, образы святых. В этом стремлении к духовной преображенной действительности ощущается приверженность художника к древней русской традиции духовного искусства, восходящего к Сергию Радонежскому и русской иконописи. Возможно, поэтому художник нечасто принимает участие в выставках и старается избегать артистических массовых презентаций, что не делает его фигуру менее заметно в картине современной художественной жизни.
Анатолий Маслов выпускник ЛГУ (философский факультет). Его работы находятся во многих музейных коллекциях - от Музея истории города (Санкт-Петербург) до Музея Хаммера (США).
МАЛЫЙ ЗАЛ: Гарри Юхвец и Александр Гуревич (Израиль) "Возвращение в Санкт-Петербург", графика.
Выставка "независимых" художников Ленинграда второй половины ХХ века, вынужденных эмигрировать из Советского Союза и ныне живущих и работающих в Израиле. Александр Гуревич и Гарри Юхвец покинули Родину по политическим мотивам и никогда не теряли с ней связь. Данная выставка является неким творческим отчетом художников за прошедший период.
Выставки продлятся до 30 мая.