С 14 апреля Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу (залы 40, 41) представляет выставку памяти Гарифа Басырова.
Эта выставка не была предусмотрена в планах Третьяковской галереи. Поводом к ней стало печальное обстоятельство: 23 февраля 2004 года скоропостижно умер художник Гариф Басыров. Экспозиция в залах ГТГ - реакция на это поразившее всех событие, дань памяти и выражение высокой оценки творчества художника.
Гариф Шарипович Басыров родился в 1944 в Казахстане, в лагере для репрессированных, жил с семьей на Украине, затем в Москве. Учился в Московской средней художественной школе, с 1963 года - на художественном факультете ВГИКа. Необычность его графической манеры, когда почти монохромные рисунки напоминают застывшие кадры черно-белого фильма, возможно, объясняется как раз тем, что художник учился в институте кинематографии.
В кино, однако, Басыров работать не стал. Он иллюстрировал книги и периодические издания, в частности, научно-популярный журнал "Химия и жизнь", наполняя их веселыми, с долей некоторой чертовщины, рисунками. Много работал и как график-станковист.
В 1980-е годы Басыров - сложившийся самобытный художник со своим кругом интересов, особенными темами, сюжетами и героями, узнаваемой манерой. В нем парадоксально соединялись наблюдательное остроумие и величайшая серьезность. Гротескные рисунки, за которые он получал многочисленные призы на выставках сатиры и юмора, не столько развлекают, сколько заставляют задуматься. Ирония сочетается в них с философичностью, реальность с ирреальностью.
Постоянные герои творчества Басырова 70-80-х годов - типичные "наши" горожане, вырвавшиеся из привычных объятий мегаполиса и оказавшиеся наедине с собой и миром. Мир этот имеет знакомое большинству москвичей обличье ближайшего пригорода: безбрежные пустыри на месте снесенных подмосковных деревень и группки блочных многоэтажек на горизонте. Персонажи Басырова, при галстуках и с портфелями, круглоголовые, плотные, на первый взгляд весьма "материальные", диковато выглядят в заросших сорной травкой безликих, непонятно на каком свете находящихся полях, под широким блеклым небом. Сюжет "Горожане за городом", с большей или меньшей степенью реалистичности или иронии, варьируется в сотнях работ, входящих в серию "Обитаемые пейзажи".
Художник предпочитает "подвижные" техники, способные свободно отражать сиюминутные впечатления: рисунок, офорт, литографию. Однако свои "схваченные" сюжеты Басыров прорисовывает миллионами мелких кропотливых штрихов, так что они приобретают статичность и основательность. Главная выразительная особенность его рисунков - плотная, обтекаемая, замкнутая в себе форма (человек) в аморфном, неустроенном, бесконечном пространстве (мир).
В 1990-е годы Басыров обращается к чистой абстракции. Огромная (около полутора тысяч работ) серия "Несущественное" своим названием намекает на то, что от "существенного" художник отдыхает, упиваясь чистым формотворчеством. Излюбленной техникой Басырова становится коллаж. Среди его поздних работ - скульптурный цикл "Инкубусы".
В экспозицию выставки вошли произведения из собрания ГТГ и семьи художника.
Выставка открыта до 8 августа.