11 марта в Государственном художественном музее Алтайского края открылась выставка “Алтайский хлеб” из фондов музея, посвященная 50-летнему юбилею освоения целинных и залежных земель Алтая.
Алтайский край – одна из главных житниц России, и сегодня здесь производится более одной трети зерна Западно-Сибирского региона. Это стало возможным благодаря освоению целины.
Вклад Алтая в освоение целины составил 2900 тысяч га. Было создано 78 крупных совхозов. Освоение целины превратилось во всенародное патриотическое движение. Целинник – фигура историческая, определившая собой героическое время, особый характер. Ведущую роль здесь сыграла молодежь. Свыше 350 тысяч человек из разных регионов страны прибыли на Алтай. Барнаульцы приняли первый эшелон добровольцев из Москвы 28 февраля 1954 года. Это были 150 юношей и девушек. Наш город стал стартовой площадкой целины.
Всего за 1954-1956 годы по комсомольским путевкам прибыло на Алтай более 40 тысяч молодых патриотов-добровольцев, отдавших целине лучшие годы своей жизни. Среди них были и молодые художники, которые внесли значительный вклад в создание художественной летописи преображения степных просторов в плодородные нивы. Их работы сегодня составляют основу экспозиции выставки “Алтайский хлеб”.
Художники А.Г. Вагин, Н.А. Кузнецов, В.Я. Курзин, А.Г. Лысенко, Ф.А. Филонов, П.С. Панарин, Н.И. Дрючин отражают разные стороны жизни первоцелинников от момента прибытия, расселения в палатках, теплушках, жизнь на полевых станах. Изображая обыденную, повседневную жизнь, художники сумели передать энтузиазм, энергию молодых, вдохновенный труд целинников.
Почти все работы, представленные в экспозиции, посвящены целине. Мастера повторяются в темах, сюжетах, оставаясь неповторимыми. Имея общие стилистические черты, работы не представляют собой однообразие. Скорее, стремление к общим идеалам времени.
Тема человека Земли, ставшего хозяином, отвечающим за нее, звучит в работах Н.И. Дрючина, И.Р. Рудзите, Ю.Н. Панина, Г.Ф. Борунова, П.Н. Оссовского. Отражением времени является портретная ориентация художников, тяготение к групповому портрету, к высокой степени индивидуализации образов в тематической картине.
Художники часто выбирают крупный план, максимально приближая к зрителю лица. Рабочие, механизаторы, колхозники, люди разных профессий, наряду с документальной правдивостью выражают нравственный идеал человека советской эпохи, обладающего внутренней душевной силой и красотой, характер человека труда, на которого можно положиться.
Гимн Человеку – труженику, творцу, преобразователю – звучит лейтмотивом выставки.
Государственный художественный музей Алтайского края благодарит за участие в выставочном проекте музей Алтайского моторного завода, кафедру растениеводства Алтайского государственного аграрного университета, хлебокомбинат № 4, ВВЗ “Тейси”, ООО “Ледь”, ИД “Алтапресс”.
Выставка будет работать по 30 апреля 2004 г.