НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пионеры русской фотографии

c 18 марта по 18 апреля 2004Санкт-Петербург
Густав  Клуцис. Свобода, равенство и братство
18 марта в Строгановском дворце Государственного Русского музея открылась выставка "Пионеры русской фотографии" из музеев и частных собраний Швейцарии. В России в советское время не фотографии мастеров авангарда почти не собирали, показом швейцарских коллекций, в составе которых много произведений русского авангарда, Русский музей восполняет эти пробелы.

Хронологически выставка открывается произведениями Дмитрия Ермакова, старейшего русского фотографа. Дмитрий Иванович Ермаков (1845-1916), военный топограф по образованию, пропагандист фотографии в Закавказье и Персии, участник многочисленных этнографических, археологических экспедиций и военных кампаний. Вся жизнь его и творчество были связаны с Тифлисом (Впоследствии - "Почетный гражданин города Тифлиса"). В 60-е годы Х1Х века он много работал для Кавказского музея, открытие которого стало большим событием в культурной и научной жизни Тифлиса. В эти же годы Ермаков содержит совместно с художником Колчиным самое популярное фотоателье, "кабинетные портреты" или "визитки" которого стремились сделать все жители Тифлиса. В 1870 г. он открывает еще одно ателье, а во время курортного сезона под его руководством действует фотоателье в Кисловодске. Однако, для Ермакова - неутомимого путешественника по характеру - главной в жизни становится видовая съемка и бытовые сцены. Для своих путешествий он усовершенствует походную лабораторию, делает более мобильной камеру и изучает языки (к началу 1900-х Ермаков владел 10 языками и наречиями). В 1870 году он представил в Русское географическое общество в Санкт-Петербурге отчет об одной из поездок: видовые фотографии и археологические снимки. В последних отчетливо просматривался метод его работы: детальное "исследование" предмета, а также точное выявление его материальной основы. Не случайно впоследствии Ермаков будет приглашаться в самые сложные и ответственные экспедиции. Дмитрий Иванович был удостоен наград французского фотографического общества (1874), Московской антропологической выставки (1878), а также наградами Ирана, Турции, Италии. Временем самой интенсивной работы фотографа стали 1880-1900-е годы. Этому способствовало появление новой аппаратуры: "походного" фотографического прибора И.Филиппенко и "стереоскопического снаряда для экспедиций" Д.Езучевского. Ермаков и сам пытался конструировать новые объективы. Эта техника позволяла многое, и Ермаков, путешествуя, заснял самые знаменитые места Константинополя, Афин, Иерусалима. Долго жил в Персии, где даже именовался Придворным фотографом Его высочества Шаха Персии. Объехал весь Южный берег Крыма. В те времена можно было купить фотографические открытки "Фотографии Д.И.Ермакова в г.Тифлисе" с изображением Ялты и Гурзуфа, Алупки и Феодосии, Туапсе и Севастополя. В 1896 г. Ермаков выпустил "Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, европейской и Азиатской Турции" и "Дополнение 1901 года". Оба каталога составили 25 556 негативов, в том числе стереоскопов, и 127 альбомов. Это была целая антология жизни, быта, верований и обычаев разных народов и национальностей. Практически до последних дней Ермаков продолжал заниматься любимым делом: в 1912 году, будучи уже пожилым и не очень здоровым человеком, отправился в Сванетию. Фотограф большой культуры и опыта, он создал в том путешествии подлинно художественные образы, достигнув тончайшей передачи воздушной перспективы высокогорного края.

Несмотря на разрыв во времени, работы Д.Ермакова сопоставимы с работами мастеров советского авангарда. Ведь первоначальная задача "вживания в материал" оставалась значимой и для них, что видно, например, в парижских работах Лазаря Лисицкого (1890-1941) - поистине великого мастера авангарда. Архитектор, график, живописец, он преподавал в Витебском художественно-промышленном институте, был участником объединения "АСНОВА" (Ассоциация новых архитекторов), активным пропагандистом русского авангарда.

В этот период мастера фотографии выступали в двух ипостасях: как собственно фотографы и как фотоколлажисты. Фотоколлаж не предполагал выставочное и тем более музейное бытование, для него часто использовались чужие фотоработы, репродукции из массовых журналов. Зато в исследовании собственно фотографии, изыскании ее новых образных возможностей, Лисицкий и Александр Родченко (1891-1956) явились настоящими пионерами. Так классические "студийные" портретные снимки Родченко предвосхитили тип фотографии, распространившейся лет через 40: образы знаменитостей, ставших визуальным брендом. И такое же предвидение оказалось в "моментальных снимках" Родченко, предсказавших все последующие репортажи, а его же классический ракурсный вид Красной площади стал своего рода "таблицей умножения" для сотен молодых фотографов последующих поколений. И даже в те годы, когда авангард был отодвинут на задний план и отношение к фотоделу стало иметь прагматичный и служебный характер, а на выставках возобладали стереотипы массового энтузиазма, Родченко сумел не изменить себе: по-прежнему демонстрируя в своих работах индивидуальное и психологическое.

Третьим "китом" того времени представлен на выставке Густав Клуцис (1895-1944) - классик и пионер "оптической пропаганды", агитационного типографского искусства. Клуцис бы графиком, дизайнером, иллюстратором и оформителем книг. Латыш, попавший в Москву в годы гражданской войны (был в составе полка красных латышских стрелков, охранявших Кремль), Клуцис считал себя создателем советского фотомонтажа, который в его представлении не мог существовать вне агитационного искусства.

Эти три художника как нельзя более повлияли на следующее поколение фотографов, работы которых представлены на выставке: С.Телингатера, Н.Седельникова, Н.Денисовского. Эти мастера вошли в историю отечественного искусства как культурнейшие и многосторонние полиграфисты. Даже в период станковизации советской иллюстрированной книги (то есть экспансии иллюстрации), когда само понятие "книжный дизайн" было запретным, они отстаивали - и иногда успешно! - права книги, как единого организма.

www.museum.ru/N17348
Ваше мнение »»

»»Строгановский дворец - филиал Русского музея
Адрес:город Санкт-Петербург, Невский пр., 17
Проезд:Cт. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 571-8238
URL:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 31.10.2014  x    ?  


Выставка «Моя история. Рюриковичи»

Большая русская икона. 300 храмовых икон из собрания коллекционера и мецената Феликса Комарова

Выставка живописи Ольги Тихоновой «Посвящение Зинаиде Серебряковой»

Аксаковский музей. Часы напольные, настенные, каретные и… сказочные

Выставка Сергея Белова (Москва) в Рыбинском музее

Искусство земли Владимирской

Первая мировая война глазами штабс-капитана Г.А. Сигсона в Рыбинском музее

Платок ажурный легкий. Монастырские традиции пуховязания и церковного шитья

"Ночь искусств" в Музее Москвы

Ночь искусств в культурном комплексе "Кремль в Измайлово"

"Дворец. Перезагрузка"

Мероприятия Музея Н.К. Рериха в Новосибирске на ноябрь 2014

63 выпуск сборника «Михайловская Пушкиниана»

"Ночь искусств" в Музее-панораме "Бородинская битва"

Ночь искусств в ГМЗ "Петергоф"

Выставка "Не ради славы" из собрания Музея Героев

VI Международная выставка «Аквабиеннале» в г. Петрозаводске

Выставка «Пушкиногорье в графике Валентина Васильева»

Ночь искусств в Дарвиновском музее

Выставка «Кукла с характером» Натальи Филиновой и ее учеников в галерее «Моховая-18»

Фильм Леены Килпелайнен "Голос Сокурова" в Мемориале

Детские дни в Петербурге. «Царское Село» пойдет малиновым маршрутом

В Ночь искусств Новосибирский художественный музей приглашает всех в другое измерение!

Выставка "То, что храню" в Музее ГУЛАГа

"Белый ангел Замоскворечья". Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

"Россика. Иностранные художники в России. Из собрания музея". Музей В.А.Тропинина

"Слово, музыка, игра" - новая интерактивная программа для детей в ГМИИ им. А.С. Пушкина

События Победы в московских парках

"Академия назначается, чтобы быть местом добродетели…."

Выставка «Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879)» в Мультимедиа Арт Музее, Москва


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2014 Российская сеть культурного наследия
Зарегистрировано в Министерстве печати 6 июля 2001г. Эл.N77-4675.     ISSN 1684-9574