С 24 февраля по 14 марта 2004 года в Галерее искусств Церетели работает выставка произведений А.А.Мыльникова.
Российская академия художеств представляет выставку произведений выдающегося художника-монументалиста нашего времени, вице-президента Российской академии художеств, народного художника СССР, Героя социалистического труда, лауреата трех Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР им.И.Е.Репина, профессора Андрея Андреевича Мыльникова, приуроченную к 85-летию со дня рождения художника.
В экспозиции представлены живописные и графические произведения - тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты, выполненные автором за полувековой период, - из собрания Государственной Третьяковской галереи и Московского музея современного искусства. Одновременно с этой проходит выставка его работ в научно-исследовательском музее академии в Санкт-Петербурге.
А.А.Мыльников является одним из ведущих мастеров изобразительного искусства России, внесших огромный вклад в отечественную культуру. Его искусство, несущее в себе высокие принципы гражданственности и гуманизма, идет от высокого понимания общественного смысла творчества. Он создал свой неповторимый мир образов, отмеченный глубоким проникновением в смысл бытия человека и его предназначения на земле. Ряд его произведений стали своеобразными символами своего времени. Картины мастера украшают крупнейшие музейные собрания России и зарубежные коллекции. А.Мыльников - художник яркой творческой индивидуальности и большого общественного темперамента, замечательный педагог, воспитавший примером своего беззаветного служения искусству не одну плеяду молодых талантливых художников.
А.А.Мыльников родился в 1919 году в г. Покровске Саратовской области. После переезда в Ленинград поступил во Всероссийскую академию художеств. Во время Великой Отечественной войны А.А.Мыльников был добровольцем народного ополчения, участником обороны Ленинграда и сполна испытал на себе тяготы войны. Во время обучения в академии его педагогами были известные художники В.Орешников, Б.Фогель, В. Оболенский, А.Савинов, Н.Чернышев, а встреча с И.Э.Грабарем и аспирантура под его руководством во многом определили творческую судьбу художника.
Личность многогранного таланта, он воплощает свои творческие замыслы в различных жанрах искусства - работает над монументальными произведениями, создает большие тематические картины, жанровые композиции, пишет вдохновенные портреты и поэтичные пейзажи, постоянно являя свою творческую индивидуальность и виртуозное мастерство художника.
А.Мыльников так определяет свою творческую позицию: "Искусство бывает живое и мертвое. И сколько ни закапывай его в землю, ни разрушай и растаптывай, оно встанет, его раскопают, и, если оно рождено истинной любовью, стремлением к совершенству и прекрасному, добром и болью души, оно встанет из руин и озарит своей красотой сердца людей".
Широко известны его монументальные росписи и мозаичные панно в Ленинграде - Санкт-Петербурге, которыми украшены государственные и общественные здания, интерьеры Театра юных зрителей, станции метрополитена. Он является автором жесткого занавеса для Кремлевского Дворца съездов в Москве. Претворяя свои творческие замыслы, мастер постоянно находится в поиске новых художественных средств для их выражения.
Главное место в творчестве мастера занимает человек, его духовный мир, его радости и беды. Художником созданы большие, созвучные духу времени тематические картины: дипломная работа "Клятва балтийцев", своего рода реквием в честь павших, картина "Прощание", посвященная трагедии войны, а также полотна мажорного звучания, как, например, "На мирных полях" - гимн труду и цветущей земле и многие другие. В экспозиции представлен величественный испанский триптих "Распятие" - "Коррида в Мадриде", "Распятие в Кордове", "Смерть Гарсиа Лорки", над которой автор работал более десяти лет. Эта сложная драматичная композиция посвящена извечной теме противостояния добра и зла, жертвенного подвига во имя светлых идеалов. Будучи большим мастером композиции, прекрасным колористом он добивается в этой мощном по живописи и темпераменту произведении удивительной выразительности образного и колористического решения в передаче своей тревоги за судьбы человечества.
Иные аспекты его большого дарования звучат в произведениях, в которых воспевается красота окружающего мира, перед которой художник глубоко преклоняется. Одним из самых поэтичных полотен художника является вошедшая в состав экспозиции картина "Тишина", в котором окружающая природа и лежащие у стога девушка и юноша составляют неразрывное целое. В этой картине, построенной на контрасте темно зеленой массы земли и серебристого цвета воздуха и воды, художник мастерски уравновешивает звучание света и тени, добиваясь удивительной гармонии. Пластическая цельность многих его композиций достигается созданием особой символической среды, в которой плоскости и объемы равнозначны.
А.Мыльников создал обширную галерею портретов своих современников, в которых с большим живописным мастерством, создавая яркие, запоминающиеся образы, он раскрывает людские характеры. В портретах художник пытается найти ответы на многие волнующие его творческие вопросы, связанные с его пониманием духовной и эстетической ценности человеческого характера. На выставке представлен портрет известного скульптора С.Т.Коненкова, в котором пластические и колористические решения художника работают на драматургию этого образа. Его напряженный, пытливый взгляд провидца, пытающийся проникнуть через завесу времен, его выразительные пальцы свидетельствуют о высоко художественной натуре творца, за плечами которого нелегкое знание о прожитых годах.
Художник с большим вдохновением пишет портреты своих близких, друзей. Обращают на себя внимание портреты его жены и дочери, отмеченные особой нежностью. Это лирически тонкие и мягкие по живописи полотна, в которых художник являет свое замечательное мастерство, владение приемами моделировки формы путем создания вокруг нее особой свето-воздушной среды и умение раскрыть психологическую индивидуальность портретируемых. Он пишет их в разных условиях - в помещении, на открытом воздухе, на веранде, в разном душевном состоянии. В его работах, ярких, мажорных или элегических, тонких по настроению органично переплетается философское и поэтическое восприятие мира. Художника чарует красота женского образа, наделенного глубоким внутренним переживанием.
А.Мыльников пытается раскрыть красоту внешнего мира не только через поэтические женские образы, но и через обнаженную натуру, которая также является для него свидетельством единения природы и человека. Это тот поиск идеала, то олицетворение прекрасного мира, к которому постоянно стремится мастер.
Пейзажи "У реки", "Тишина", "Перед грозой" и другие также отличаются возвышенной интонацией, поисками завершенности формы, выразительностью ритма и колорита.
Значительная часть экспозиции отведена графическим работам, в которых А.Мыльников блестяще являет свое мастерство рисовальщика. Его рисунки разнообразны по стилистике, в них он нередко обращается к тем же сюжетам, что и в живописи. Для него рисунок - самостоятельный вид искусства, а не просто основа живописного образа. Он прекрасно владеет различными материалами и техниками - карандаш, уголь и сангина, перо и кисть, для передачи колористических решений он использует гуашь и акварель: " На прогулке", "Утром в парке", "Начало весны" и др.
Вот уже более полувека А.А.Мыльников преподает в академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им .И.Е.Репина, являясь бессменным руководителем мастерской монументальной живописи и кафедры живописи и композиции на живописном факультете. За это время он внес огромный вклад в совершенствование системы отечественного художественного образования. Его творческая деятельность и высокий авторитет как педагога привлекают в его мастерскую много талантливых студентов, которых он учит самостоятельно мыслить и поощряет их поиск собственного выразительного языка.
Крупнейший общественный деятель, разносторонне одаренный художник, мастер большой пластической и колористической культуры, человек высокой эрудиции А.А.Мыльников и поныне находится в центре художественной жизни страны, продолжая в своем творчестве лучшие традиции отечественной школы живописи.