1 февраля 2004 г. мусульманский мир отмечает праздник Курбан-Байрам. Музей села Рыбная Слобода (Татарстан) отмечает его открытием выставки "Мир шамаиля".
В Рыбнослободском районе проживает более 23 тысяч татар, исповедующих ислам. В районном центре действуют две мечети, многие школьники посещают медресе (школы) при этих мечетях. Все большее количество людей обращается к истокам своей культуры и истории.
Сельский музей обладает коллекциями, наглядно иллюстрирующими своеобразие материальной и духовной культуры всех народов, живущих в крае. Имея этот материал, музей заинтересован в пропаганде своих коллекций.
Выставка "Мир шамаиля" знакомит с предметами декоративно - прикладного искусства татар, связанных с мусульманским культом, и представляет собрание татарских шамаилей.
Татарский шамаиль получил развитие в мусульманской культуре казанских татар в середине XIX - начале ХХ в. В переводе с арабского "шамаиль" (или шамаил) означает "качество", "достоинство". Возникшие уже в первые века существования ислама словесные описания высоких достоинств Пророка Мухаммада породили жанр религиозной литературы.
В народной среде бытовали разные названия, отражавшие существование множества жанров этого оригинального искусства: йорт догасы (домашняя молитва), аят - аль Курси, или аят ляуха (от арабского "дощечка с надписью"), накыш (с арабского "рисунок").
Под термином "шамаиль" в ХХ в. объединили и произведения каллиграфии, предназначенные для интерьера, и литографированные виды прославленных мечетей, и народные, в лубочном стиле, картины на стекле. И если истоки одних, например, каллиграфических цитат из коранических сур хадисов, лежат в профессиональном творчестве каллиграфов - хаттатов, то другие тесно связаны с народной культурой татар - мусульман: потребность в "картинах" на стекле и плакатах родилась в народной среде, и их восприятие было рассчитано на простых горожан и сельчан.
Велико значение татарского шамаиля в культуре мусульманских народов России. Чрезвычайно популярен он в Поволжье. Он говорит с каждым мусульманином о вере доступным и понятным языком. В его художественном строе причудливо соединились мусульманская изобразительная и каллиграфическая традиция.
Отдельные виды шамаилей см. на стр. http://tatar.museum.ru/nm/exp_10.htm.
Среди экспонатов выставки не только шамаили из фондов музея, но и современные работы, выполненные учащимися Рыбнослободской детской школы искусств.
Выставка, которая продлится до 5 марта, станет местом проведения второго конкурса чтецов Корана среди учащихся 5-7 классов. Первый конкурс, проведенный музеем в прошлом году, продемонстрировал большой интерес жителей Рыбной Слободы к этому событию, благодаря чему музей приобрел новых друзей и постоянных посетителей.