С 19 декабря в Фотографическом музее "Дом Метенкова" открыта персональная фотовыставка Виталия Пустовалова "Избранное".
Виталий Пустовалов не новичок в фотографии, за последние годы его работы регулярно появлялись в Доме кино, Доме актера, Театре драмы и др. На выставке в Фотографическом музее, приуроченной к 50-летию Виталия, зрители смогут посмотреть на творчество Пустовалова по-новому. Больше половины из полусотни фотографий были сняты двадцать лет тому назад, в то время, когда автор жил в Норильске. Ретроспективный взгляд на становление фотографа, сравнение прошлого с современными работами - главное, на наш взгляд, достоинство новой выставки.
Виталий Пустовалов. В одной дзенской притче к учителю приходит ученик. У дверей дома он оставляет обувь и зонтик. "Слева или справа от башмаков ты поставил зонт?" - спросил учитель. Ученик не мог вспомнить. Так учитель дал понять, что было упущено его величество - мгновение. Вся человеческая жизнь состоит из потока мгновений. И лишь искусство фотографии способно расчленить поток, остановить время и навсегда продлить миг.
В фойе екатеринбургских театров посетителей встречают большие яркие портреты артистов, выполненные фотографом Виталием Пустоваловым. Как правило, зрители запоминают имена исполнителей и режиссеров, реже художника-постановщика, и совсем не знают театрального фотографа и не представляют объема его работы: съемки репетиций, премьерных спектаклей, рекламы для буклетов и т. п. Но творчество Пустовалова далеко выходит за рамки ремесла.
Виталий Пустовалов родился в 1953 г. в Свердловске. Свои первые "недоснятые" пленки он проявлял в рентгеновской лаборатории поликлиники, где работала техником мама. Она, будучи сама "театралка", привила сыну любовь к сценическому действу. Детские увлечения, неожиданно для самого Виталия, стали смыслом жизни: фотография + театр или театр + фотография. Потратив "сотни" километров пленки на освоение всех фотожанров и фототехник, он прошел путь от любительства до звания "Фото- мастер".
Серьезное отношение к фотографии началось в Норильске, куда он приехал дипломированным специалистом - теплотехником после окончания Уральского политехнического института в 1975 г. Здесь трудилось много выпускников УПИ. Они же составили фотографическую общественность города. Пустовалов приходит в широко известный фотоклуб "69-ая параллель", затем сотрудничает с фотостудией "Норильск". Позже, с двумя фотографами они создают свою творческую группу "Декабрь". Фотографии Виталия можно увидеть на городских и региональных вернисажах. В 1982 и 1995 гг. прошли его персональные выставки. Вскоре возникает объединение "Норильск-партнер". В. Пустовалов становится директором одного из его отделений - "Вернисаж" и организатором самых разных выставок: камнерезных, ювелирных, живописных и, конечно, фотографических. Благодаря ему далекий северный город знакомится с творчеством фотомастеров Алексея Колмыкова, Виктора Агеева, норвежца Кнута Бари, голландца Кейса Тиллема. В те годы по всей стране шел обмен клубными фотовыставками - это был своего рода интернет: "Ева - 2", "Мисс-фото 89", большая фотовыставка 13 американских фотографов в рамках проекта "Калифорния - Сибирь". Читателям журнала "Сибирский успех" будет интересно узнать, что уже тогда произошло знакомство норильских фотографов, в том числе и Пустовалова, с новосибирцем Андреем Пашисом и Эдуардом Скоком.
Норильск жил бурной, интересной культурной жизнью. Параллельно с работой по специальности В. Пустовалов много выполняет фотографических заказов для театра, газеты, выставочной галереи. В Заполярный театр драмы стремились гонимые режиссеры и талантливые артисты, он объединял и притягивал всех творческих людей. Перед объективом проходили репетиции и постановки, накапливался опыт работы. Пришла не просто любовь к театру, а желание быть там, внутри, самому моделировать действительность. Так Виталий приходит к созданию своей фотостудии. Сначала в Норильске, потом в Екатеринбурге появляется его "Люмограф".
Возвращение из Норильска в родной город в 1996 г. было феерическим. Выставки следуют одна за другой. В Екатеринбурге Виталий создает одну из первых, оборудованную по современным европейским стандартам, частную фотостудию. Это позволяет работать как на сценической площадке: выстраивать мизансцены, подбирать атрибуты, решать вопросы света и музыки, столь необходимые для настроения и раскрытия образа моделей. Сам себе режиссер и постановщик, он называет свою работу - фотосессии, а себя - фотохудографом. Съемки превращаются в длительное совместное сотворчеств,
Зарубежные и российские мастера современного танца, собираясь на свои "тусовки" в Екатеринбург со всего света, при безумно насыщенных программах семинаров (мастер-классы, лекции, просмотры и т.д.) выкраивают время для съемок у Пустовалова. Застывший танец, зафиксированное мгновение, остановленный полет танцора... Что это? Фотохудожник как бы соединяет репортаж о выступлении артиста с его портретом в момент наиболее полной и высшей самореализации. Зрителя завораживают кадры с Мартином Кравитцем, Линн Джексон и Гасом Соломоном, Палом Френаком и Корнелиусом Картером, передающие магию танца, динамику и экспрессию, красоту форм. Они напоминают скульптуры великого Родена, который часами изучал натуру, отсекая все лишнее.
Из фотосессий родился проект фототеатра, со своей внутренней драматургией, когда зритель сам по визуальному ряду достраивает сценарий, предложенный фотомастером. Неиссякаемая творческая фантазия автора привела его еще к одной идее: "Фотопластический театр" - сочетание живого тела артиста с манекеном. Первые фотографии этого цикла были представлены на персональной выставке В.Пустовалова в Фотографическом музее "Дом Метенкова". "Глазам должно быть вкусно, а мыслям просторно" - это кредо Виталия Пустовалова. (Марианна Браславская, искусствовед. Екатеринбург)