С 23 декабря 2003 года по 18 января 2004 года в Центральном Доме художника (26 зал) будет открыта выставка живописи и скульптуры Алексея Константиновича Максимова (1956-2003).
Алексей Максимов. Алеша… Возможно ли написать о тебе, о твоей недолгой, яркой жизни, отразив хотя бы сотую часть того, что на душе. Не знаю…
Пожалуй, начну, как положено. Родился Алексей Константинович Максимов 17 февраля 1956 года в семье художников - Галины Михайловны Львовой и Константина Мефодьевича Максимова. Родился в Пекине, где в течение нескольких лет преподавал его отец. С тех пор в Китае сформировалась целая школа учеников и последователей Максимова-старшего. Все эти годы многие из них приезжали из Китая в Россию - сначала к своему учителю, а после его смерти их принимал у себя Алексей. Сын художника, он не стал лишь формальным последователем своего отца, бледным копиистом его выдающегося таланта. Алексей Максимов нашел свой путь в творчестве, смог создать собственное имя в яркой разношерстой палитре молодых художников 70-80-х годов. А еще - споры критиков, уважение коллег по цеху, признание у любителей искусства, интерес иностранцев, закупавших отдельные работы А.Максимова для своих галерей.
Также художник А. Максимов многие годы работал в молодежной секции МОСХ, помогал начинающим талантам. С его легкой руки многие молодые ребята вступили в Союз художников. Он всегда с удовольствием брался за общественные нагрузки, всегда легко находил общий язык с молодежью.
С 1974 по 1980 годы Алексей Максимов учился в МГХИ им. В.И.Сурикова (мастерская живописи Д.Мочальского).
Там же, в Суриковском институте он встретился с Лидией Обаляевой, женщиной, которая на все последующие годы вошла в его жизнь. Вместе они вырастили талантливого сына - художника Илью Обаляева (сейчас он занимается компьютерным дизайном и анимацией). Лидия и Алексей, окончив институт, вместе занимались монументальной живописью. А.Максимов был одним из исполнителей нескольких мозаичных панно, в том числе, - "Космос" под Подольском. Давно. Еще в 1984 году. Потом - монументальная работа в технике энкаустика в городе Мирный, за полярным кругом.
- И так пять лет, - говорит Лида.
Мы сидим в мастерской. Вокруг только Алешины картины.
- Лидусь! А где твои? - спрашиваю.
- Там… где-то, - машет рукой в сторону, - сейчас это неважно.
Глазами она не со мной. Наверное, с ним. Сквозь меня… Сквозь время…
Память. Она хранит лучшее, если было счастье, а оно было.
Мы познакомились с Лидой и Алексеем в середине 1980-х годов…
Всю жизнь у Алеши было две страсти - живопись и скорость, скорость и живопись. Скорость - это горнолыжный спорт. Даже после ужасного перелома ноги он продолжал кататься на горных лыжах. Держу в руках фотографию того времени. На бешеной скорости с горы несется Алексей. Из-под лыж - вихрь снега, в глазах - огонь и счастье, которые описать невозможно. А это уже после травмы, когда боль преследовала его постоянно.
Спокойно Алексею никогда не жилось. Не лыжи, так мотоцикл. Господь спас ему жизнь при столкновении с КАМазом, а от мотоцикла ничего не осталось… Потом - машина. Опять скорость. Автомобиль Алеша водил прекрасно.
- Лида! А кого и что он любил?
- Он обожал своего отца. Константин Мефодьевич был весь в работе. Разговоры только об искусстве. Алеша "по белому" ему завидовал. Часто повторял: "Отец любит только искусство, а я все - жизнь, тебя, искусство, спорт. Я разбрасываюсь. Хочу все успеть".
- Лида, я что-то не помню разговоров о живописи. Картины у него прекрасные.
Как он работал над ними - помню, а бесед не было.
- Ты же знаешь, он был немногословен. Он и не говорил о нашей профессии. Он делал. Много экспериментировал с фактурой, разными техниками. То что-то из гипса на холст наклеивает, какие-то сетки на мокрую краску кладет, камешки, пробки… Но все у него получалось легко и гармонично. Причем для него не имел значения формат - будь то роспись в 50 квадратных метров, или миниатюра. Все легко и просто, во всем - своя музыка, своя композиционная гармония. А в последнее время увлекся компьютерной графикой. Это когда нога очень болела…
Она не заканчивает фразу, а я вспоминаю нашу выставку втроем, в 1994 году, здесь же - в Доме художника на Крымском. Стройный ряд картин А.Максимова и среди них моя любимая - "Полет".
Серебристая птица с ультрамариновым крылом. Полоса неба и земли, и от птицы тень - светлая, как моя память. Полет, птица и память, и память, и память…
К.Назарова. Январь-февраль 2003.