В Музее имени А.Н.Радищева в настоящее время проходит выставка одной картины. Это "Утренний натюрморт" К.С.Петрова - Водкина. Он был предоставлен Русским музеем, и экспонирование этого произведения 1918 года стало возможным благодаря прошедшему в октябре юбилею художника, его 125-летию.
Русское искусство начала XX века переживает новое возрождение натюрморта, жанра, в котором по характеристике самого Петрова-Водкина, художник "беседует с натурой" и его "сюжет и психологизм не загораживает определения вещей в пространстве". Известна дата написания работы - 1918 год, первый год революции, начало гражданской войны, карточная система военного коммунизма и охваченная всеобщей неустроенностью страна, переживающая один из самых страшных сломов в истории.
А на картине К.С.Петрова-Водкина букет, который, по выражению поэта Льва Мочалова "еще не забыл о поле", блестящий чайник, в котором отражаются нехитрые предметы утреннего завтрака - яйца и чай - на смещенной, как бы опрокидывающейся поверхности стола, и на все это грустно взирает старая собачья морда.
"Кусок" размеренного дачного быта, где в замкнутом пространстве деревянного стола с остывающим в стакане чаем остановлено мгновение, весь пронизан солнечным светом, дающим блики по столу, банке, в которой стоят колокольчики, стакану, блюдцу… Этот свет создает в произведении особое жизнерадостное и жизнеутверждающее настроение. Наверное, поэтому картина вошла в школьные учебники, и учащиеся 5-х и 7-х классов пишут по ней сочинение.
Природа присутствует в натюрморте лишь в виде полевых цветов. Зрителю очевидно, что перед ним "завтрак на веранде" - видны ее перила, но сам мир, само пространство дачной жизни вне картины. И это создает в натюрморте определенное напряжение.
Об этой особенности "Утреннего натюрморта" писала поэтесса Нонна Слепакова: "Тот год и площадной и беспощадный/ На первый взгляд совсем не задевал/ Одной веранды, синей и прохладной…" И в конце стихотворения "Одна собака знала - пусть немного -/ О том, что происходит на земле,/ И почему неясная тревога/ Отблескивает в никеле, в стекле,/ В скорлупке и порывистом букете,/ И что за год идёт на белом свете".
Перед нами произведение, в котором языком вещей сказано очень много - о том, как прекрасна жизнь в ее простыми радостями типа жизни на даче и до какой степени она неустойчива и тревожна. И каким великолепным художником надо быть, чтобы через одно показать другое.