НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Живопись России и Германии XIX века

c 2 декабря 2003 по 2 февраля 2004Москва
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Со 2 декабря 2003г. по 2 февраля 2004г. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина будет действовать выставка "Гармония и контрапункт" (Россия - Германия. Живопись. XIX век) посвящена диалогу двух живописных школ, переживших в XIX столетии период своего расцвета. Она проводится в рамках традиционного фестиваля "Декабрьские вечера" и включает 97 картин из музеев России и Германии.

Россия и Германия - государства, имеющие многовековую историю отношений. Обе страны пережили в XIX веке важные социальные изменения, нашедшие отражение в культуре и искусстве.

Немецкие переселенцы, "российские немцы" - коммерсанты, инженеры, учёные и художники из поколения в поколение исправно служили России. Творчество и судьбы многих немецких художников XIX столетия были непосредственно связаны с Россией, такие мастера как, К.Ф.Бодри, Ю.В.Гаген-Шварц, М.К.Клодт столь сроднились с Россией, что причисляются к русской школе.

Искусство XIX столетия явление сложное, но все-таки обладающее определенной целостностью. Относительно русской культуры Ю.М.Лотман отмечал, что "можно говорить о культурном пространстве между Пушкиным и Чеховым как о бесспорном едином историческом явлении" Такие же реальные ориентиры применимы по нашему мнению и к немецкому культурному пространству, заключенному между Гёте и Томасом Манном. Несмотря на всю условность таких границ, они определяют временные рамки столетия.

Соединение в одной экспозиции произведений разных школ, их параллельное экспонирование создает дополнительную точку зрения, когда каждое произведение можно увидеть не только "внутри", в ряду произведений своей национальной школы, но и "извне", среди современных работ мастеров другой национальности и другого художественного менталитета.

На примере произведений выдающихся русских и немецких живописцев XIX века показаны основные пути развития обеих художественных школ, их национальное своеобразие, а также сближение под влиянием общеевропейских художественных тенденций, обусловивших черты сходства и различия в реализации близких сюжетных и образно-пластических задач. Внутри близких стилистических групп работы сопоставляются по жанрам, что наглядно демонстрирует сходство и различия в восприятии и живописном решении одних и тех же сюжетов.

На выставке также представлены разные художественные центры Германии и России. Столетиями существовавшие независимые немецкие королевства и княжества формировали свои художественные центры. Германия, в отличие от России, не имела единой национальной художественной традиции. Даже в конце XIX века каждый из художественных центров - Берлин, Мюнхен, Дюссельдорф, Дрезден, Веймар, Франкфурт на Майне и другие, - сохраняли свои традиции, вкусы, "отдельный характер и физиономию". В России художественная жизнь сосредотачивалась в Петербурге, в новой столице, и в Москве, где к концу столетия сформировалась своя школа, которую отличал интерес к непосредственному восприятию натуры, к социальной, современной проблематике.

В художественном языке произведений на протяжении XIX столетия шёл постоянный "спор" идеального и реального. Первая половина столетия проходила в большой степени под знаком "идеального", во второй - успехи "реального" были более значительны.

Выставка состоит из четырёх основных разделов, отражающих смену основных художественных направлений.

Романтизм. Наиболее значительное направление первой половины XIX века. Представлены основные жанры, раскрывающие стилистику направления - историческая картина, портрет, пейзаж.

В Риме в первой половине XIX века существовали колонии русских и немецких художников, оставивших наиболее значительный след в живописи двух стран.

Итальянское пенсионерство стало важным и наиболее плодотворным этапом в творчестве Ф.Матвеева, М.Лебедева, О.Кипренского, Сильв. Щедрина, А.А.Иванова, Ф.Бруни, К.Брюллова. В 1810 году в Риме обосновались назарейцы - немецкие художники "Братства Св. Луки", в том числе П.Корнелиус, А.Кох, братья Риппенхаузены, Ф. Фейт. Обновляя язык классицистической живописи, они искали синтез двух путей - "от Дюрера к натуре, от Рафаэля к идеалу" (Д.В.Сарабьянов). Истинным искусством они считали лишь то, которое вытекает из религии, заимствует у неё содержание и облекает в идеальные формы. На выставке представлены работы на евангельские сюжеты А.Иванова, Ф.Бруни, П.Басина и Й.Д.Пассавана, П.Корнелиуса. Автопортреты показывают, как видели себя немецкие и русские художники: О.Рунге и О.Кипренский; Ф.Овербек и А.Варнек.

Другой неизменной темой художников-романтиков была итальянская природа. В экспозицию включены идеальные ландшафты с архитектурными памятниками Ф.Матвеева и А.Коха, М.Лебедева и К.Ф.Шинкеля (в копии В.Альборна). Удивительную близость демонстрируют пленэристические искания в пейзажах Сильв. Щедрина и Й.Ребеля. Сложные смысловые параллели рождает сопоставление пейзажей Александра Иванова и Давида Каспара Фридриха.

Бидермайер - немецкий термин, обозначающий искусство, в котором на первый план выходят ценности повседневной, буржуазной, городской жизни; домашний мир "маленького" человека. Бидермайер существовал параллельно романтизму в первой половине XIX века. В немецкой школе бидермайер имеет чёткие хронологические рамки - 1815-1848 годы. Среди европейских школ именно в Германии и России он получил особое развитие.

На выставке представлены работы центральной фигуры "русского бидермайера" А.Г.Венецианова и его учеников, заложивших основу русской национального жанра и "интерьерной" картины.

Поразительную близость живописного решения группового портрета демонстрируют "Портрет Гертруды Эггены с детьми" (1850) кассельского художника И.Э.Иле и "Портрет семьи Турчаниновых" (1848) С.К.Зарянко. Семейные портреты вводят в идеальный мир семьи, рисуют сентиментальный образ размеренной домашней жизни. А сравнение "Портрета мальчика" (около 1840) И.Э.Иле и "Портрета сына" (около 1818) В.А.Тропинина скорее подчеркивает различия в художественном воплощении детского образа.

Утверждение К.Н.Батюшкова: "Пейзаж должен быть портрет!", - может рассматриваться как девиз пейзажистов периода бидермайера. Ему в полной мере соответствуют пейзажи берлинца Э.И.Ф.Гертнера и российского немца К.П.Бодри.

Реалистическое направление. Реалистическая живопись середины столетия была тесно связана с политическими событиями в истории государств. Анализируя социальные явления реальной жизни, художники искали выразительные средства, доступные и понятные массовому народному сознанию. Символом протеста против бесправия и тяжелейшего гнета, в котором находились рабочие, стала картина К.В.Хюбнера "Ткачи" (1844).

Сознательный выбор художниками тем, непосредственно отражающих быт, уклад повседневной жизни народа, в целом характерен как немецким, так и русским художникам. Социальные темы нашли воплощение в произведениях Л.Кнауса и В.Г.Перова, к ним обращались крупнейшие мастера реалистической живописи двух стран, А.Менцель и И.Репин.

Художники, откликаясь на важные политические события, исследуя явления обыденной жизни, стремились с максимальной точностью передать неповторимые черты природы родной страны, типы и характеры её обитателей. Наиболее распространённые жанровые темы в творчестве художников-реалистов - чтение (В.Лейбль), рукоделие (Х.Тома и К.Е.Маковский), музицирование (В.Г.Перов, В.Е.Маковский).

В середине столетия русские и немецкие художники часто встречались в Париже - художественном центре новой европейской культуры. Русские также стали активно посещать различные города Германии, но основным художественным центром, привлекавшим их внимание, был Дюссельдорф. В дюссельдорфской Академии поступательно развивались наиболее востребованные реалистические жанры - пейзаж и жанровая картина, особой славой среди русских пользовались мастерские братьев Андриса и Освальда Ахенбахов. В Дюссельдорфе побывали Г.Г.Мясоедов, В.Г.Шварц, В.Г.Перов. Длительное время там работали представленные на выставке И.И.Шишкин, Л.Л.Каменев, В.И.Якоби, Э.Г.Дюккер.

Символизм и модерн конца XIX - начала ХХ века. Рубеж веков демонстрирует разнообразие стилевых направлений: символизм, натурализм, импрессионизм, модерн. Рядом с мастерами старшего поколения, реалистами Менцелем и Репиным, работали символисты А.Бёклин и М.Врубель.

Местом интенсивного общения художников в этот период становится Мюнхен. Многие русские художники начинают показывать свои работы на выставках мюнхенского "Сецессиона". Среди них были представленные на выставке И.Репин, И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, И.Грабарь, И.Шишкин, М.Клодт, В.Верещагин.

Среди русских художников высоко ценились произведения ведущих представителей Мюнхенской школы - А.Бёклина, Ф.Ленбаха, Ф.Штука. В свою очередь русские живописцы становились известными немецкой публике. На Берлинской международной выставке 1896 года было представлено почти 50 русских художников. Немецкие собратья по цеху высоко ценили произведения Верещагина и Айвазовского.

Произведения живописцев конца века утрачивали сюжетность, что было важной составляющей живописи XIX столетия. Это наглядно демонстрирует сравнение работ двух ведущих мастеров импрессионизма - К.Коровина ("Хозяйка", 1896, "Бумажные фонарики", 1898) и М.Либермана ("Мужчина с попугаями", около 1902), "Дорога в школу в Эдаме", 1904). Они изысканно декоративны, наполнены чувством радости, у Либермана с более сильной живописной экспрессией, в которой просматриваются истоки новых художественных течений ХХ века.

И хотя выставка не затрагивает весь спектр многогранных взаимоотношений русской и немецкой живописи XIX века, она намечает основные, наиболее важные моменты их взаимосвязей в период расцвета национальных живописных школ.

www.museum.ru/N15521
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru