НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Украшение как пластический объект

c 20 ноября по 20 декабря 2003Омская область
Врубелевский корпус музея
Чтобы познать эпоху Наполеона III, необходимо обратиться к пышным украшениям ювелира Луи Картье, времена последнего императора России Николая II ассоциируются с творчеством придворного ювелира Карла Фаберже и его знаменитыми пасхальными сувенирами. Мастера наших дней тоже создают свою летопись ювелирного искусства, о чем, увы, мы часто забываем.

20 ноября в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля открылась выставка "Владимир и Ольга" (Украшение как пластический объект в современном ювелирном искусстве), которая проходит в дни 30-летнего юбилея творческой деятельности художников Ольги и Владимира Крышковец. На выставке представлены произведения художников-ювелиров, созданные в разные годы из коллекций музеев Омска и омской области, из частных коллекций и из собрания авторов. Современные произведения ювелирного искусства экспонируются на фоне живописи западноевропейских мастеров, предметов мебели и ДПИ.

Художники Ольга и Владимир Крышковец - выходцы из средней полосы России, оба родились в старинных селах Подмосковья, где сохранились крепко срубленные избы, резные ворота, глубокие речные заводи. Судьба свела молодых людей в художественном училище, в знаменитом Красном Селе на Волге недалеко от Костромы.

У Владимира и Ольги довольно рано в годы учебы в Красносельском художественном училище проявилось стремление к самостоятельности, начала складываться основа их самобытности. Художники считают, что многие технические приемы работы с материалом открылись им в училище. "Нам не сразу позволили работать с серебром. Первые наши изделия мы выполнили из меди - благородного и богатого на всевозможные колористические эффекты материала. Недаром его любили в старину на Руси и знали его лечебные свойства",- вспоминает Владимир, - "необходимо было почувствовать новый материал, узнать, что такое ковка, литье, канфарение. И, конечно же, мы старались вникнуть во все процессы декоративной обработки металла".

В становлении художественного мастерства Владимира и Ольги невозможно не оценить значимость юношеских впечатлений от путешествий по Золотому Кольцу. Владимир, Кострома, Углич, Ростов, Ярославль…

Под влиянием от творений Рублева и в преддверии празднования 1000-летия христианства на Руси, у Владимира возникла идея создания композиции в виде миниатюрного храма - "Русь православная". В основу образного решения легли впечатления, полученные от церкви Александра Невского, возвышающейся на Плещеевом озере в Переславле-Залесском. В этой работе автор стремился передать человеческие и духовные ценности. Идея возрождения православия в России близка мастеру. Поэтому, в небольшой по объему композиции концентрируется множество значений и символов. От того, какой камень выберет мастер, работая над пьедесталом для основания церкви, зависит его образное звучание: красная яшма одновременно выражает идеи жертвенности и победы христианства, зеленый - идею мощи и незыблемости родной Русской земли.

Работа над окладом для иконы "Богоматерь Державная" выполнялась по заказу В.Н.Степанова, который хотел, чтобы она символизировала Богоматерь во Славе, и покровительствовала земле Сибирской. Икона была написана известным омским иконописцем Геннадием Адаевым, а создание оклада к ней выполнялось ювелирами Ольгой и Владимиром Крышковец. Они рисовали в продолжение длительного времени многочисленные эскизы, добиваясь совершенства формы.

Явленная икона Богоматерь Державная покровительствует Сибири, поэтому оклад украшался камнями, традиционно считающимися сибирскими. Были использованы небесные лазурит и бирюза, прозрачный горный хрусталь, мягко излучающий свет туманный опал. Серебряный оклад, выполненный легкой сканью, напоминает зимнюю изморозь. Задача мастеров - иконописца и ювелиров - сводилась к рождению гармоничного произведения православного искусства.

Создание серебряного оклада совпало с периодом строительства храма Рождества Христова на левом берегу Иртыша. Владимир и Ольга Крышковец показывали свои эскизы Владыке Феодосию, ездили в Ачаирский монастырь, где и получили благословение Митрополита.

Много времени Ольга уделяет работе над эмалями, в которых для художницы есть тайна, своеобразная мистика. Свои впечатления она постаралась воплотить в гарнитуре "Венчальный", куда вошли два подсвечника и ларец для обручальных колец. Здесь множество ассоциаций: отношения между любящими людьми, в которых присутствуют мгновения и вечность, освещенные древним ритуалом венчания. Все это придает особую значимость общению людей. Пусть люди почувствуют и увидят что-то свое.

Интерес всегда вызывает то новое, что приходит на смену традиционному. Комплект украшений "Вечерний", состоящий из броши, серег и кольца, имеет свой неповторимый облик: форма броши строга и ясно читаема, а кружевная скань металла объединяет крупные камни теплого янтаря. Янтарь прозрачен, переливается всевозможными вкраплениями, напоминая диск заходящего солнца.

У сибирских народов солнце представлялось женщиной, повелительницей света, райского сада с его плодами. Возможно, поэтому художники назвали свою композицию, состоящую из перстня и серег, "Солнце". Сканый орнамент из серебра имеет два объема: малое солнце, переходящее во второе большое. Венцом каждого предмета украшения является "зеленый глаз" малахита.

Художники удивительно чувствуют человека, для которого создают украшение, моделируют ситуацию, в которой их произведения будут жить. Они считают, что "необходимо увидеть в человеке его мечту о себе", выразить в ювелирном изделии любое чувство, настроение. Мастерам хочется, чтобы работы жили долго, легко носились и не зависели от сиюминутной моды.

Процесс творческого эксперимента привел современных ювелиров к идее создания пространственной системы - "человек-украшение"- во всей сложности взаимодействия ее составляющих. Это эстетическое чувство позволило выявить важнейший фактор качественного изменения ювелирного украшения как пространственного объекта, пластически зависимого от тела человека, и только через него - с окружающим предметным миром.

В настоящее время художники ищут новые решения проблем обработки металлов, в первую очередь - серебро, когда достигается единство технических приемов (ковка, полировка и отбеливание металла) и простой ясной формы. Своеобразная символика, основанная на характерных чертах готического искусства, египетской иероглифики, модерна прослеживается в новых работах художников.

Ольга и Владимир Крышковец - члены СХ РФ, постоянные участники российских и международных выставок, их работы находятся в музеях России и зарубежных коллекциях.

www.museum.ru/N15423
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
сайт:vrubel.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 25.01.2022  x    ?  


Мероприятия к 78-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады

Памятная акция "Блокадный свет" в Петропавловской крепости

К 78-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: подвиг альпинистов

Презентация книги «“Я знаю, что так писать нельзя”: Феномен блокадного дневника»

Ко дню рождения А.П. Чехова. Вечер в Доме Любощинских - Вернадских

Игорь Обросов. Суровый стиль

Выставка художественной керамики "Поверхности" в музее-заповеднике «Царицыно»

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля получил грант на развитие инклюзивной среды

К Восточному Новому году. Выставка «В поисках дикой сливы» в Музее Востока

День рождения Высоцкого отметят на ВДНХ

Концерт песен Владимира Высоцкого в День его рождения

Бесплатные музеи и экскурсии: на ВДНХ пройдут мероприятия ко Дню студента

«Путешествие длиною в жизнь». Выставка произведений Фёдора Конюхова в МВК РАХ

Антон Стекольщиков. «Расширяя горизонт»

День памяти Иосифа Бродского в Музее Анны Ахматовой

Три века российской прокуратуры. Редкие издания из фондов Российской национальной библиотеки

Открыт прием заявок на новый конкурс «Креативный музей» Фонда В. Потанина

Выставка «Наше сказочное ВСЁ» в Музее кино

VI Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

VIII Международный конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

Выставка «Я цели намечал свои на выбор сам…»

Анатолий Маслов (Сударь). День первый

«Совсем не обидно» - шаржи Василия Карячкина на выставке в Музее кино

Выставка Данилы Ткаченко «Осколки» в Галерее Люмьер


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru