Немецкий культурный центр имени Гёте в Санкт-Петербурге, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Институт зарубежных связей ifa (Штутгарт) и Государственный центр современного искусства приглашают Вас с 17 ноября по 15 декабря на выставку "Пространство реальности - пространство картины".
Вниманию посетителей выставки предлагаются произведения трех немецких - Томаса Деманда, Хайди Шпеккер и Сюзанны Брюггер и трех российских художников - Анны Колосовой, Виталия Пушницкого и Филиппа Донцова. Все они так или иначе используют в своем творчестве фотографию. В своих работах они не пытаются выразить сомнение относительно аутентичности - важнейшего свойства фотоизображения, но считают ее условием художественного творчества, осуществляемого средствами фотографии.
На открытие выставки приглашен один из участников проекта -Томас Деманд - один из самых известных современных немецких художников. 19 ноября в 14.00 Томас Деманд выступит на выставке с презентацией собственного творчества, а в 16.00 примет участие в круглом столе под названием "Новое пространство - новый голем (меняет ли искусственное пространство нашу идентичность?)".
Слово "пространство", дважды повторенное в названии выставки, не случайно связано с противоположными понятиями - реальность и образ. Специфика фотографии, обусловленная ее репродуцирующими возможностями, с самого начала, то есть после изобретения фотосъемки, и по сей день связана с трансформациями пространства и времени. Но индивидуальный метод "локализации" изображения, сегодня, в условиях повсеместного распространения фотографии, служащей целям информации, происходит уже не путем непосредственного познания и переживания, а с помощью приемов и манипуляций, которые позволяют автору конструировать картину.
Проект, подготовленный Институтом зарубежных связей ifa (Штутгарт), который стал основой этой выставки, изначально включал в себя работы трех немецких мастеров.
Инструментом художницы Хайди Шпеккер является компьютер. При этом Шпеккер интересен не столько новый характер обмена информацией между ее отправителем и адресатом, обмен, который может иметь вид электронного интерактивного взаимодействия, а антология картины и времени, возникающая в фотоизображениях, "искажаемых" благодаря применению новой техники. Ее работы несут мощный семантический заряд - громоздкие городские строения словно просвечены рентгеновскими лучами, их внешняя структура как бы растворяется. Но искажения эти воспринимаются как результат применения электронной техники.
Для Томаса Деманда в "реальном" пространстве изначально заключено информационное сообщение. Он не фотографирует предметы и интерьеры, а использует в качестве "оригиналов" ранее опубликованные снимки. Художник реконструирует интерьеры, воссоздавая с помощью картона и клея запечатленные на снимках объекты, а затем вновь переводит трехмерное изображение в фотографию. Деманд изучает возможности трансформирования первичной фотографии при помещении ее в новое пространство - пространство картины.
Сюзанна Брюггер в начале работы использует традиционный метод, - фотографирует виды города. Ее важнейшая проблема - измерение пространства, масштаб. Особым способом, разделяя снимки на фрагменты, - на первый взгляд они кажутся чем-то вроде научно-информационного пособия, - художница подводит нас к мысли, что подобные системы следует перепроверить и переоценить. Ее творческий подход - это и есть перепроверка научных методов познания, на основе которых сложилась наша картина мира, и благодаря ей возникает ироническое отношение к примененному изобразительному средству, фотографии, общепризнанному инструменту постижения действительности.
В Санкт-Петербурге выставка "Пространство картины - пространство реальности" предстанет в новом виде. Петербург дополнил выставку российским участием. В Музее Ахматовой в диалог с тремя немецкими художниками вступают трое художников-петербуржцев: Анна Колосова, Виталий Пушницкий и Филипп Донцов. Российские художники представляют то же поколение, что и их немецкие партнеры. Это молодые, но уже сформировавшиеся и хорошо известные мастера. Все они работают - как и их немецкие коллеги - на стыке традиционных и новейших художественных технологий. И в своих работах постоянно ставят вопрос, который лежит в основе этой выставки: вопрос о том, как соотносятся опыт реальной действительности и опыт ее изображения в современном мире. Что такое реальность в нашей жизни, когда она сплошь и рядом опосредована медиа, а медиальный образ становится для современного человека самым частым и легкодоступным повседневным опытом?
Анна Колосова известна, прежде всего, как медиахудожник. Известность ей принесли компьютерные проекты, большая часть которых реализована в Интернете и "непереводима" на язык традиционных художественных форм. На этой выставке Колосова выступает в редком для нее амплуа фотохудожника. Ее фотографии, казалось бы, непосредственно отражают реальность; к ним не прикоснулась не только компьютерная "кисть", но даже рука ретушера. Однако такое чистосердечие художника не помогает, когда искажена сама реальность.
Виталий Пушницкий - художник, обычно делающий в своем творчестве ставку на рукотворность искусства; однако, в серии его гравюр, представленной на выставке, компьютерные технологии переплелись с традиционными. Старинный "Рукодельный" жанр офорта Пушницкий поднимает на современный уровень. Его городские виды - в основе своей фотографии. Фотоизображение художник переводит в цифровую форму, подвергает компьютерной обработке, а затем переводит на гравюрную пластину.
Филипп Донцов построил в пространстве выставки несколько полупрозрачных светящихся кубов. Это самые реальные, самые осязаемые работы на всей выставке. Однако отпечатки человеческого тела, неясно просвечивающие через стенки кубов Донцова, напоминают то ли галлюцинации, то ли сны. В то же время это наиболее ясная метафора взаимопроникновения пространства реальности и пространства картины: зритель, ушедший внутрь произведения искусства.
Работы каждого из трех петербургских художников перекликаются с художественными высказываниями их немецких коллег. Все вместе они ищут ответ на вопросы: что такое реальность, что такое изображение и как эти два понятия меняются местами в стремительно виртуализирующемся мире XXI века.
В рамках выставки состоятся лекции и круглые столы.
Куратор немецкой части выставки - Уте Эскилдсен. Кураторы петербургской части выставки - Мария Коростелева, Марина Колдобская.