НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Не радуйся находке...". Псковский археологический сезон

11 ноября 2003Псковская область
Псковский музей-заповедник
При археологических раскопках по трассе строящегося магистрального водопровода, на участке между ул. Герцена и ул. Волкова открыт участок интереснейшего архитектурно-археологического памятника - подворья

Снятогорского монастыря и ц. Евфимия. Даже старожилы этого района Запсковья не знали, что под пешеходной дорожкой вдоль ул. Герцена находятся каменные постройки подворья и фундаменты церкви.

Заказчик работ ГУП "Гендирекция Псковреконструкция" предлагают провести водопровод сквозь средневековую постройку с частичным разрушением ее стен.

Археологи и архитекторы-реставраторы считают это решение недопустимым и недальновидным. Позиция НПЦ по охране и использованию памятников как всегда расплывчата...

Письменные исторические источники впервые упоминают об этом комплексе в XVIв. Голландский путешественник Николас Витсен, побывавший в Пскове в 1664 г., зарисовал "каменную" башню на Снетогорском подворье, за которую принял церковь, имевшую нехарактерный для псковских храмов вид.

Открытое сооружение датируется лишь по косвенным данным, т.к. при

устройстве на этом месте в XIXв. Лесной площади, культурный слой XV - XVIII вв. был уничтожен, а письменные источники прямо не сообщают о времени его строительства. До начала XVI в. Снетогорское подворье располагалось у Рыбницких ворот Среднего города. В 1510 г. оно было конфисковано великим князем и передано младшему псковскому наместнику. Через некоторое время

московская власть "помягчала" и выделила для "горских чернецов" новое место на Богоявленской улице.

Судя по известным "иконописным" планам Пскова XVII - XVIIIвв. городское представительство монастыря имело на своей территории несколько каменных и, вероятно, деревянных построек, ограду, звонницу и др. Следы некоторых сооружений зафиксированы археологами.

Наиболее интересным объектом этого комплекса, известным по старинным изображениям, является башневидная церковь, имевшая, вероятно, шатровое покрытие. Храмы-башни были редкостью в русской архитектуре. Прообразом этих оригинальных сооружений, является колокольня Ивана Великого в Москве.

Известный историк-археолог А. Н. Кирпичников, исследуя материалы,

связанные со Снетогорским подворьем, делает предположение, что инвестором этого уникального для Пскова (еще одна церковь "под колоколы" существовала в самом Снетогорском монастыре) сооружения выступил дьяк великого князя Мисюрь Мунехин. Наш знаменитый земляк, просвещенный человек, крупнейший политик

своего времени вероятно, явился строительным меценатом этого храма.

Археологи раскрыли часть прекрасно сохранившегося помещения нижнего этажа, вероятно, трапезной палаты. Сооружение заглублено в землю более чем на 3 м.

Все надземные части памятника были разобраны в 1834 г. и на их месте устроена Лесная площадь, а затем в 50-е годы ХХ в. - разбит сквер. Остатки средневекового сооружения представляют собой восточную часть некой каменной палаты, шириной около 6 м. Толщина кладки стен - 1,7 м. Плита, использованная при строительстве, хорошо отесана в крупные блоки.

Помещение имело два яруса полов. Верхние - деревянные - были уложены на каменные. В восточной стене на уровне 1,5 м от пола находятся два световых окна, через которые в палату поступал дневной свет.

Сохранность открытого памятника такова, что найдись сегодня в Пскове меценат, или просто дальновидный и состоятельный человек, подобный М.Мунехину, открытый памятник можно использовать в нач. XXI в. без каких - либо специальных реставрационных работ.

Радоваться бы историкам и "прогрессивной общественности", что раскопки, о "желательности" которых мечтает А.Н. Кирпичников, состоялись, и сокрытое от нас временем стало видимым, и еще на один шаг мы приблизились к нашей псковской истории, 1100-летие которой недавно отметили: - ан, нет. "Не радуйся находке...".

У псковской археологии есть своя особенность. Помимо основательных традиций, представительных коллекций, открытий и достижений, не раз отмеченных специалистами из других городов, псковская археология в течении последних 40 лет работает не на свои узко научные интересы, а обеспечивает баланс между древностью и современностью. Иначе говоря, археологи в Пскове копают не

там, где им интересно, а там где необходимо исследовать культурный слой, в связи с нуждами современного строительства и коммунального хозяйства. Так и в этом случае раскопки проводились для одной из крупных инженерных магистралей города - водопровода. О том, что трасса пересечет средневековый архитектурный комплекс, историки предупреждали строителей заранее. Но в очередной раз, главный заказчик нового строительства в исторической части

города ГУП "Гендирекция Псковреконструкция", понадеялась на знаменитое "авось", а проектировщики водопровода попросту не удосужились посмотреть в один документ - "Историко - архитектурный опорный план г. Пскова". В этом документе, хорошо известном строителям и имеющем силу Закона, содержится информация о наиболее важных архитектурно-археологических объектах,

скрытых под землей, представляющих "опасность" для застройщиков и большую ценность для всех нас - псковичей.

Теперь, когда как всегда, "нет денег и времени на новый раскоп", "надо осваивать средства" и "некогда заниматься этой вашей ерундой" остается только одно - сделать дырку, простите "прокол", в стене памятника прекрасной сохранности и протянуть-таки пластмассовую трубу диаметром 50 см в необходимом направлении. И это, по словам представителей Заказчика и исполнителя работ ООО ПСП "Глобус", единственно возможное решение.

Археологи не инженеры, но мы уверены, что ценность двух объектов разрушающего и разрушаемого несопоставимы. Мы "за" прогресс и "за" налаженное, современное коммунальное хозяйство нашего города, но почему создавая одно, в очередной раз уничтожаем другое. Архитекторы - реставраторы, ознакомившись с памятником, предлагают провести трубу ниже уровня древних полов, возможны

и иные варианты. Несомненно одно, для такого уникального памятника можно найти и профинансировать уникальное решение, позволяющее сохранить и использовать его в ближнем или дальнем будущем. И кому как не организации с характерным названием "Псковреконструкция" заниматься этими проблемами.

www.museum.ru/N15248
Ваше мнение »»

»»Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес:Псковская область, г. Псков, ул. Некрасова, 7
Проезд:Авт. №№ 1, 3, 11, 14, 17 до ост. "Летний сад"
Телефоны:(8112) 66-2517, 66-3311
сайт:museums.pskov.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 16.09.2019  x    ?  


"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Глеб Вяткин 85. Персональная юбилейная выставка в Волгограде

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Я болею болезнью сердца» (к 80-летию со дня смерти Константина Коровина)

«Переговорные станции» и другие экскурсии по Красноярской биеннале

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Ностальгия по настоящему. Выставка волгоградских художников Николая и Нины Зотовых

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Живая линия образа. Выставка петербургского художника Андрея Бодрова в Волгограде

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Вячеслав Сухов. Вдохновение

Живопись Виктора Лосева из частной коллекции Г.Н. Фёдорова

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

«Театр ничуть не безделица»

Грозный смех" к 100-летию "Окон РОСТА"

«Факультет искусств» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее

Тина Модотти. Искусство. Любовь. Революция

Выставка «Династия. Мирошкина. Кобытев. Полынская» в Красноярском музее им. В.И. Сурикова

«Берега». Выставка акварелей Анатолия Боймурадова в Старой Ладоге

Варвара Родченко. Мимошедшее время

Осенний праздник фонтанов #Императрица2019

Александра Вертинская. Парадиз


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru