Галерея "Ковчег" при участии Ярославского художественного музея и Музея общества "Мемориал" представляют живопись и графику Михаила Соколова (1885-1947).
Имя Михаила Ксенофонтовича Соколова не встретишь в списках художественных объединений первой половины ХХ века: не примыкал, не участвовал - хотя и равнодушным к борьбе идеологических фронтов не оставался. В истории искусства сохранился как отдельная художественная "единица", и притом весьма значительная: Соколов широко известен в кругах знатоков и коллекционеров.
Его творческий путь поначалу складывался из обычных для того времени составляющих: импрессионизм, кубизм, футуризм. В 1910-х участвовал на выставках в родном Ярославле, в 1917-м показывал работы на выставке "Мира искусства" в Петрограде. Преподавание в духе авангардных течений в Ярославле, затем в Твери, где работал вместе с Антониной Софроновой и Николаем Тарабукиным, наталкивалось на провинциальное неприятие новых художественных форм. Поэтому в 1923-м Соколов оказался в Москве, преподавателем мастерской ИЗО Пролеткульта. "Мы были крайние левые - "футурили", делали "живописные рельефы" и прочая, и прочая по положению того времени. Все это было превеликой глупостью, но все же как это было хорошо! Сколько было веры в "истину всяких измов", - писал позднее художник.
В 1920-е, еще в кубистических работах, мастер начал вырабатывать свою индивидуальную манеру. Рука Соколова узнается с легкостью, будь то живопись - свободная и утонченная, или графика - импровизационная, виртуозная, изящная. В наследии Соколова сотни рисунков к произведениям Шекспира, Вольтера, Диккенса и других писателей. Художник работал циклами: "Святой Себастьян", "Страсти", "Прекрасные дамы", "Странствующие комедианты", "Цирк", "Французская революция", "Музыканты", "Всадники"... К ним он обращался на протяжении многих лет; даже в лагере, куда попал в 1938 году, продолжал на крохотных кусочках бумаги выводить женские образы, скачущих лошадей, циркачей и портреты исторических персонажей.
Из лагеря Соколова выпустили в 1943-м, безнадежно больного. Он с трудом нашел место преподавателя рисования в кружке Дворца пионеров в Рыбинске; продолжал создавать миниатюры, вернулся к живописи и графике. В 1947-м тяжелобольного художника привезли в Москву, где он и скончался. В 1958 году Михаил Соколов был реабилитирован.
Произведения художника хранятся сегодня во многих российских музеях и частных коллекциях. Выставка в "Ковчеге" знакомит с работами, которые редко появлялись на столичных выставках; некоторые демонстрируются впервые. Экспонаты предоставлены из фондов Ярославского художественного музея, Музея общества "Мемориал" и галереи "Ковчег", а также из частных коллекций Москвы и Петербурга.
В рамках выставки предполагается презентация книги "М.К. Соколов в переписке и воспоминаниях современников", выходящей в издательстве "Молодая гвардия". Значительную часть издания составили материалы, прежде не публиковавшиеся.
Открытие выставки состоится 23 декабря. Выставка будет открыта до конца января 2004 г.