НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Автопортрет" Михаила Карасика

c 4 сентября по 5 октября 2003Санкт-Петербург
''Автопортрет'' Михаила Карасика
4 сентября в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка Михаила Карасика, признанного лидера того направления в искусстве, которое называют "книгой художника". Именно с именем Карасика связано по большей части развитие этого жанра в России. Михаил Карасик является здесь и ведущим автором, и главным идеологом, и организатором, и куратором, и промоутером продвигающим русскую "книгу художника" на Запад. Произведения мастера хранятся в самых престижных библиотеках и музеях мира, он - постоянный участник интернациональных проектов, специализированных акций и ярмарок.

Название выставки "Автопортрет", определившее специфику отбора произведений, - не метафора, а концепция проекта. Потому в экспозицию вошли в первую очередь те книги, тексты для которых написаны самим художником. Причем многие из них имеют автобиографический, почти "дневниковый" характер. Нередко в книгах присутствуют и собственно автопортретные изображения.

Называя свой проект, в котором очень сильна писательская сторона, "Автопортретом", художник тем самым подчеркивает пластическую, а не литературную природу своих книг. Ведь все они в первую очередь являются реальными вещами, материальными предметами, трехмерными объектами. Книги Карасика могут принять вид обувной стельки, рукавицы, водочной бутылки или одноразовой тарелки. Они могут быть круглыми, длинными, многоугольными или складываться как веер. Все книги имеют дополнительную "одежду" (в виде футляров и суперобложек), которая придает им еще большую активность - ведь такие книги можно не просто читать, с ними можно играть, с ними можно - общаться.

В отличие от других пишущих авторов, Карасик создает тексты, изначально не рассчитанные на автономное существование. Они предназначены для определенной формы, и намеренное ее столкновение с содержанием, еще более усложняет смысловую драматургию образа. Сам факт перехода художника к писательству тоже был вызван пластическими мотивами. Карасик долго переписывал от руки чужие тексты для своих книг. Правильнее сказать - рисовал. А поскольку на литографский камень изображение наносится зеркально, то текст оказывался практически нечитаемым. И на первый план выходила пластическая моторика - движение руки. Однажды из этого движения и родился собственный текст.

"Паспорт", "Сберкнижка", "Трудовая книжка" - официальные бумаги, без которых человек не существует для общества. Но у Карасика эти книги становятся разновидностью автобиографической прозы, временами обостренно откровенной. В отличие от концептуалистов, которые работают в основном с чужим языком и на чужом языке, Карасик говорит всегда о себе, подчеркивая доверительный, интимный характер разговора: его тексты, даже чужие, переписаны собственным почерком, с сохранением случайных описок и ошибок.

Как художника, Михаила Карасика сформировали две главные темы, закономерно представленные на выставке, как автопортретные. Первая - Средняя Азия - книги с ней связанные, сделаны по мотивам реальных поездок и путешествий. Вторая - хармсовско-футуристическая, обязана своим появлением сфере духовных интересов, сфере художественной практики. Русская футуристическая книга, поэтика абсурда и сама личность Даниила Хармса не просто оказали влияние на творчество художника, но стали для его искусства формо- и смыслообразующими факторами, обусловив индивидуальную технологию. Так, например, книга "Чемодан" связана с повестью Хармса, но самого произведения не включает - Карасик пишет по ее мотивам свою драму-комментарий: повесть Хармса давно стала для него фактом собственной личной истории.

Ракурс восприятия книг художника обострен еще и тем, что Карасик любит переводить изображения с одного языка на другой, сталкивая различные его системы: живопись, графику, коллаж, фотографию, реди-мейд. Любит использовать необычные для книги приемы - печать на грунтованном холсте, на утилитарной бумажной форме, на настоящей вещи. Уже много лет Михаил Карасик работает без печатника и сам исполняет все технические операции. "Прикованность к литографскому станку" давно уже переросла рабочие потребности и превратилась в жизненную необходимость.

"Всем лучшим в себе я обязан книгам" - этот классический афоризм в отношении Михаила Карасика можно было бы видоизменить так: "Тем, что я есть, я обязан книгам".

www.museum.ru/N14277
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 15.12.2019  x    ?  


Выставка книжной графики Дмитрия Ивашинцова «Нечетная полоса»

Далекие берега. К 200-летию кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева

Выставка "Алексей Бахрушин. Любовь к Большому и Малому театрам" на Сахалине

Русская свадьба. Традиции и обряды

Презентация собрания сочинений Зинаиды Гиппиус в Музее Серебряного века

Выставка «Особый взгляд на мир» в Русском музее фотографии

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

С. Клычков. Ключи к пониманию мира

Выставка "Тайный шепот тихих улиц…"

Поэтические вечера в Музее Серебряного века - декабрь 2019

Пушкинский музей совместно со Школой Родченко начинает серию мастер-классов по фотографии

"Северсталь" назвала победителей X грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Выставка «Встречи, посланные судьбой» в Русском музее фотографии

Новогоднее путешествие в XX век в Музее-квартире М.М. Зощенко

"Зимняя отчётная" в Музее Кондратия Белова

Великие кутюрье ушедшей эпохи. Фотографии Владимира Сычёва

Ежегодный зимний фестиваль кукольных театров «Сундучок сказок» в Санкт-Петербургском Музее кукол

XXIII Чеховские чтения в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

VII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в XXI веке»

Выставка "Дом снов" в музее "Русский Левша"

"Русские" квартеты Гайдна прозвучат в Царицыне

Выставка «При свете восковых свечей» в Ратной палате

Охота на Змеря. Пётр Хохловкин, Дмитрий Воронин. К 60-летию авторов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Сальвадор Дали. Магическое искусство. Выставка в Центральном выставочном зале "Манеж", Москва

Открытие Первой московской галереи восточной живописи и дебютной экспозиции китайской живописи

Нестрашные сказки. Художественное стекло Юлии Мерзликиной

Выставка "Ах, карнавал!" в Музее ивановского ситца

Выставка Владлена Гаврильчика в Музее нонконформистского искусства

Семинар "Современный архитектор и наследие" в Школе наследия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru